мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Мнения об учебниках

«Литература» под редакцией Б.А.Ланина

Издательство:

Кудасова А.В.
учитель русского языка и литературы МБОУ Пашинская СОШ № 70 Новосибирского района Новосибирской области

Учебник как фактор самовыражения ребенка
Аристотель в педагогику вводит принцип удивления и интереса как мотивации ученика. По мнению Аристотеля, в удивлении проявляется стремление познать мир, а интерес переводит учебу в естественное состояние продуктивной деятельности, развивает идею совместности становления жизненных навыков и обучения, подчеркивая, что цель воспитания – создать условия для такой учебы, чтобы ученики стали способными «ко всему в жизни», зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку.
У подростка следует развивать потребности действия, поддерживать желание практически выявлять интересы, поддерживать желание практически применять знания, поощрять самостоятельность, исследовательские навыки. В современном обществе важно умение самостоятельно распоряжаться знаниями.
Общество любознательных, самовыражение, создание креативной образовательной среды.
Где найти для этого условия? Где тот фундамент, который удержит здание современного образования? Какие факторы помогут современному ребенку осознать себя, подготовиться к современной жизни?
Масса учебников, книг, средств информации. Где путеводитель, как для ребенка, так и для учителя?
Тем более что у современного ученика есть потребность самовыражения.
Учебник под редакцией профессора Бориса Александровича Ланина в какой-то мере помогает решить заявленные проблемы.
Автор учебника прописывает в программе «Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность», и это так, апробируя учебник, анализируя работу в ходе апробации учебника, пришли к выводу, что учебник «Литература» под редакцией Б.А.Ланина может стать фактором творческого самовыражения учащихся.
Рассмотрев пути творческого самовыражения при работе по новому учебнику, убедились, что довольно большие возможности творческого самовыражения имеют дети, изучающие литературу по новому учебнику. Дети не боятся письменных работ, собственные произведения особенно интересны, потому что изначально, при первом знакомстве с учебником, было замотивировано творческое самовыражение, потребность высказаться в любой форме. Из этой потребности они пишут письма литературным героям, высказывают свое мнение, свою точку зрения, обосновывая текстом; прочитав интересную повесть, они спешат написать продолжение истории, рассказанной автором (за страницами повести).
Сочиняют сказки разных видов: по пословице, новогодние; пишут фантастические рассказы, детективно-приключенческие истории;
творческий процесс помогает, результат - сказка, опубликованная на сайте учителя – это высший результат для подростка; сказка или рассказ, прочитанный учителем в классе в качестве лучшего, поднимают ребенка на ступеньку выше над сверстниками, появляется возможность выделиться, так рождается положительная мотивация
Исследовательская деятельность – престижность, элитарность, желание открыть, радость открытия, первые выступления первые темы. Детские, но для них трудные: сравнить двух Снегурочек. Каверин, Островский - серьезные взрослые писатели, но учебник построен так, чтобы ученик был в поиске.
Задания учебника провоцируют проявление исследовательских способностей.
В 5 классе учебник «просит» сопоставить события в сказках «Королевство кривых зеркал» и «Алиса в стране чудес», в 6 классе сравнить пейзаж в романе Дефо и в одноименном фильме, предлагает написать исторический проект. Таким образом, учебник учит не только прочитать произведение, но найти пути осмысления, идет процесс оптимизации умений и навыков, полученных на уроках литературы. Входя в мир научного исследования, ребенок видит неизведанный мир науки с его многогранностью, противоречивостью, где нет однозначности, по мере изучения различных аспектов и категорий, систем и классификаций, он создает свою позицию, точку зрения при этом использует свои знания, опыт, природное чутье. Сбор материала, характеристика, анализ, сравнение, ранжирование идей по важности, выводы и умозаключения - все это опыт, который пригодится за порогом школы, когда нужно будет прогнозировать и конструировать будущее. Активность, самостоятельность, инициативность – основные правила занимающегося научной работой – составные самовыражения ученика.
Творческий процесс начинается на уроке при работе с учебником, и в этом первые результаты, удовлетворение от умственной работы.
Учебник учит рассуждать: рубрики «Решаем читательские задачи», «Творческое задание», «Обсудим вместе» будят мысли.
Прогрессивные авторы учебников соотносят содержание образования с перспективными потребностями общества. В частности, в исследованиях А.Г. Кутузова показано, что в современных условиях главной целью образования человека является воспитание и развитие в нем и им в себе «дисциплины ума и воли, нравственных устоев, способности к самообразованию», то есть формирование характера человека, человека мыслящего.
Учебная книга под редакцией профессора Ланина Б.А. на практике претворяет выше указанные цели.
Учебник, словно «просит» остановиться и поразмышлять о совести, о милосердии.
«Уходя, не выключайте свет совести» Как вы это понимаете?
Кого из повести Железникова «Чучело» Можно назвать милосердным?
Подросткам полезно задуматься над вопросами:
- Симпатичен ли вам рассказчик?
- Какие черты характера вам нравятся?
- Что вам неприятно в этом человеке?
- Какие персонажи отличаются благородством?
Далеко не детские вопросы должны помочь ученику сформировать в своем сознании образ мира, в котором он живет, помочь ему привести образ мира в гармонию с самим собой.
Опыт, полученный на уроках, важен, так как в его процессе ученик общается и взаимодействует с другими людьми, при этом развиваются его способности.
Интеллектуальные игры на литературном материале, как один из путей самовыражения ребенка, готовят к жизни в условиях современного общества, развивают способность, потребность проявить себя.
Интеллектуальные игры – одно из самых любимых занятий, где есть возможность проявить себя, увидеть, кто лучше, больше узнать (проявляется мотив к чтению), где требуется умение принимать решение, работать в команде, да и побеждать и проигрывать нужно уметь.
Один раз в четверть, серьезно подготовившись, дети собираются, чтобы показать свои знания, перед этим они много читают и особенно хорошо свой учебник, кроме литературных знаний, они должны уметь общаться в рамках игры: приветствовать команду противника, инсценировать, нарисовать, рекламировать, обязательно сочиняют песню, которую поют в конце игры.
Дидро в одной из своих работ рекомендовал «нащупать поражающее обстоятельство», которое приводит кратчайшим путем к «эмоциональному взрыву». Интерес к художественному тексту и возникает после «эмоционального взрыва», который нужно хорошо подготовить, определив его актуальность. Игры и являются определенным детонатором.
Отрадно после каждой игры чувствовать интерес, «Творческий огонь в душе» (Фридман) воспитанников, а эстетические эмоции имеют «интеллектуальное происхождение, важнейшая роль в их возникновении принадлежит сознающему началу, освобождающему их от простейших нервных ощущений и поднимающему на высоту думающего чувства» (Выготский)
«Думающее чувство» способствует творческому восприятию текста, что особенно важно при инсценировании. На таких уроках организованная творческая атмосфера, способствующая не только самовыражению, Но и развитию коммуникативных способностей в ситуации общения и взаимопонимания. «Ты интересен всем, все интересны тебе»
Тексты, которые мы используем на уроках, не только вызывают интерес, но, несомненно, становятся частицей внутреннего мира воспитанников. Атмосфера доброжелательности и терпеливого отношения друг к другу формирует у детей чуткость, умение и желание понять другого человека, увидеть его.
Играя роль, ребенок постигает мир и входит в мир русской и мировой словесности, имея возможность самовыражения, потому у нас в спектакле бывает несколько исполнителей одной роли: несколько «Томов Сойеров», «Тетей Полли», «Бекки» и т. д., причем каждый играет по-своему, но все его принимают.
Работая по новому учебнику, дети привыкают к мысли, что самостоятельная интерпретация авторской позиции – это проявление творчества, что поддерживается многими заданиями учебного пособия.
Учебник «Литература» Ланина Б.А. способствует самовыражению учащихся, помогает формировать мир подростка, создает положительную мотивацию. Умения интерпретировать, самостоятельно генерировать идеи, используя информацию текста, умения самостоятельно делать выбор, самостоятельно оценивать черты своей личности, свое эмоциональное состояние, формировать ценностное отношение к миру, себе, окружающим людям важны для ребенка, для его будущего.
Учащиеся, анализируя художественные тексты, постигают многообразие жизни, расширяют представления о законах человеческого общения; свойства личности развиваются, обогащаются; созданы условия для самоактуализации, самовыражения.
 
 
Кудасова А.В.

Дата публикации:10.09.2009

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу