мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Мнения об учебниках

Биология. 6-11кл., под ред. проф. И. Н. Пономаревой .- М: Вентана-Граф, 2003 - 07

Издательство:

Гусева Т. Л.
учитель высшей квалификационной категории гимназии №8 Первомайского района г. Новосибирска

 

Актуальной проблемой современного образования является его новое содержание, которое отличает вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками. По биологии функционирует 4 УМК, после ознакомления с которыми, меня первоначально привлек УМК авт. Пономаревой И.Н.,  чем в первую очередь? Несомненным достоинством УМК является его традиционность в лучшем смысле этого слова.  Кроме того, изложение всех тем курса имеет четко выраженную экологическую направленность.
           И когда мне предложили более детально ознакомиться с данным УМК и начать апробацию, я дала согласие. В мае 2003 года я побывала на семинаре по апробации учебников по биологии автора Пономаревой И. Н., проводимый издательством «Вентана - Граф» в городе Москве.
          На этом семинаре присутствовали учителя из многих регионов России, были приглашены и учителя-практики, работающие по данной программе. Они поделились мнением об этом УМК, высказали свои замечания и пожелания авторам учебников и представителям редакции. Перед учителями выступила и автор УМК,  профессор Санкт-Петербургского педагогического университета Пономарева Ирина Николаевна.
      Шесть лет  год в гимназии №8 проходила апробация  учебно-методического комплекта «Биология» (6-11 кл), автора Пономарёвой И.Н.,  издательство «Вентана - Граф».  В связи с завершением апробации я хотела бы поделиться  своим мнением об этом комплекте.
Все учебники учебно-методического комплекта «Биология» (6-11 кл) соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности.   
         Учебно-методический комплект по биологии для 6-11 классов представляет собой единую дидактическую систему, все части которой взаимосвязаны. Авторам удалось совместить лучшие традиции биологического образования, а также современные методические приемы построения учебников.           
        Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» 6кл.,  авт. Пономарева И. Н. и др. является логическим продолжением курса 5кл., в его концепции заложен системно-структурный подход к изучению биологии. Темы излагаются последовательно: от биологического разнообразия растений, клеточного строения, строения органов, к основным процессам жизнедеятельности растений (питание, дыхание, размножение, рост). Царства бактерий, грибов и лишайников рассматриваются в эволюционном плане. В заключении изучаются природные сообщества, их многообразие и роль человека в природе.
         Учебник красочно оформлен, в нем много дополнительного материала, что делает его интересным для прочтения. Очень важным является то, что его авторы значительное внимание уделяют эволюционному аспекту. Учебник не только даёт знания, но и формирует  умения. В учебнике 21 лабораторная работа, при выполнении которых каждому учащемуся необходимо проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются задания: «Проверь себя», вопросы в котором и репродуктивного, и творческого характера.
        Учебник «Биология. Животные» 7кл. авт. Константинов В. М., Кучменко В. С. продолжает единую образовательную линию развивающего обучения: по принципу от «целого к частям». В учебный материал включены такие темы как «Клетка», «Ткани», «Органы и системы органов животных» (которых не было в старых учебниках). Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний. Предложены лабораторные и практические работы. В комплект входят 2 рабочие тетради. Если ученик пропустил урок, он может изучить материал самостоятельно, выполняя дома  задания в рабочей тетради.
         Учебник «Биология. Человек» 8 кл.,  авт. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. В комплект входит   2 рабочие тетради. Учебник очень познавательный, содержит   большое количество ярких, красочных рисунков, в конце каждой главы имеется рубрика: «Проверь себя». Заканчивается книга интересным «Приложением».
       В учебнике большое количество лабораторных работ, многие из которых рекомендовано выполнить в домашних условиях и сдать отчет об их выполнении. Для учащихся выпущено пособие «Человек. Организм и здоровье»,  авт. Зверев И. Д. Книга содержит очень интересные очерки, посвященные актуальным проблемам здоровья и гигиены человека.
      Учебник «Основы общей биологии»,   9 класс, авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. В комплект входит   рабочая тетрадь. В учебнике имеются лабораторные и практические работы, при выполнении которых необходимо каждому учащемуся проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию – все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.
Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат знания, которые необходимы каждому человеку. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий. По новой программе «Основы общей биологии» стали изучать в девятом классе и  это позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить достаточно полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы.
       Учебник: «Общая биология»,   10 -11 класс, базовый уровень, И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. 
       Современная биология как наука содержит ведущие идеи, законы, теории, по которым идет ее дальнейшее развитие. Данная программа позволяет раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: «Биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой уровни жизни» (10класс) и «Организменный, клеточный, молекулярный уровень проявления жизни» (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегрированный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Содержание глав заслуживает высокой оценки, авторам удалось понятно и доступно рассказать о достижениях биотехнологии, ее этических аспектах исследований, например, клонирования, о факторах, определяющих здоровье человека. Несколько слов о структуре: вопросы и задания для самоконтроля в конце темы позволяют организовать выполнение домашнего задания, при подготовке к контрольным работам, используя текст учебника. Также хочется отметить работу с ключевыми словами. Во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждой темы, в-третьих, я организую работу с ключевыми словами, записав их определение в сборник понятий, который ведет каждый ученик.   Появились такие рубрики как: «Выскажи свою точку зрения», «Проблема для обсуждении» «Материал для обсуждения». Выделены темы семинарских занятий и материал к ним.
    Оценивая программу и учебники в целом, следует сказать, что их отличают хорошо продуманная структура, наполненность разделов  новыми научными данными, преемственность, интегрированность, а также четкий, ясный, понятный, доступный биологический язык.
    Учебник и программа соответствуют современному уровню образования.
        Ввиду сложнейшей экологической ситуации в стране и в мире программа максимально направлена на развитие экологического образования и воспитания у школьников экологической культуры. Во всех учебниках особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия, живой природы родного края и бережного отношения к ней.
      Кроме того, для организации экологического образования школьников были созданы авторские программы, которые напечатаны в следующих пособиях, вышедших в издательстве «Вентана - Граф»:                    
   «Экология      растений» -6кл. авт. Былова А. М., Шорина Н. И.
   «Экология животных» - 7кл. авт. Бабенко В. Г. и др.
   «Экология человека» - 8кл. авт. Федорова М. З. и др.
   «Биосфера и человечество» -9кл. авт. Швец И.М., Добротина Н. А.
Перечисленные программы можно использовать для организации факультативов и элективных курсов.      
 В период апробации учебно-методического комплекта «Биология. 6-11» (авт. Пономарева И. Н., издательство «Вентана-Граф»)
  для учителей города и области были проведены семинары:
2006 год: областной семинар «Опыт работы по использованию в практике новых УМК (изд-во «Вентана-Граф»). Был дан открытый урок в 8 классе, тема урока «Образ зрения»
2007 год: районный семинар «Использование информационных технологий в урочное и внеурочное время».
Областной семинар на базе ИМО ОблЦИТ по  теме: «Опыт использования ЦОРов в обучении биологии».
2008 год: Областной семинар на базе ИМО ОблЦИТ по теме: «Обзор ЦОР по биологии».
2009 год: областной семинар на базе гимназии №8 «Опыт использования цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии по учебно-методическому комплекту «Биология. 6 – 11 класс» (линия Пономарёвой И.Н., издательство «Вентана-Граф»)».

Дата публикации:29.05.2009

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу