мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Мнения об учебниках

Учебно-методический комплект «Математика», 5 класс авторы Г.К. Муравин, О.В. Муравина. Москва. Издательство «Дрофа», 2007г.

Издательство:

Кириллова Ю.Н.
учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ № 22 с. Криводановка Новосибирского района

Учебник начинает авторскую линию по математике за курс средней школы, является частью учебно-методического комплекта, включающего программу, тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учеников. Авторская программа курса реализована в данном учебнике в полной мере.
Содержание учебника соответствует Обязательному минимуму по предмету для начальной и основной школы. В учебнике присутствует большое количество дополнительного учебного материала, который оптимально соотносится с обязательным компонентом. При изучении некоторых тем наблюдается превышение минимума содержания, что оправдано, так как дает возможность для работы с сильными учащимися, а также расширяет кругозор и развивает мышление.
Учебник соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся, окончивших начальную школу. Учебник обеспечивает преемственность по отношению к курсу начальной школы, органически продолжает его, позволяя переход на него с любого из действующих учебников.
Объём содержания учебника оптимален с учётом вариативности обучения, позволяет учителю обеспечить возможность уровневой дифференциации: имеются задания разного уровня сложности, материалы для необязательного усвоения.
Ключевые темы курса раскрыты увлекательно и наглядно, язык изложения доступен пятиклассникам, но при этом сохранена научная достоверность и точность.
Объем иллюстративного материала, с моей точки зрения, недостаточен. При изучении алгебраического материала учащиеся сталкиваются с объективными трудностями, и наличие иллюстраций оказало бы определённую помощь. С точки зрения содержания учебник иллюстрирован качественно, эстетично и достоверно. Очень грамотно использованы авторами форзацы учебника: компактно и четко там расположены некоторые ключевые формулы, схемы, таблицы.
Качество исполнения иллюстративного материала очень высоко, чертежи выполнены чётко, точно. Понравился подход авторов к рисункам, они выполнены с юмором и тонкой иронией.
Учебник обеспечивает возможность для формирования следующих умений:
· Вычислительных
· Применения знаний при решении задач разного вида
· Исследовательских
· Конструкторских
Учебное пособие содержит мало заданий репродуктивного уровня, Стандартные, типовые задания имеют нестандартные формулировки, что усиливает их развивающую роль и готовит обучающихся к будущим экзаменам в форме ЕГЭ. Практическая направленность учебного материала реализуется в задачах качественного и экспериментального характера. В конце каждого пункта есть задачи на смекалку, по тематике соответствующие основному содержанию изучаемого материала. В систему упражнений включены задания, развивающие умения выделять общие свойства объектов, обосновывать свои выводы, строить контрпримеры, искать рациональные пути решения.
Различные виды заданий в учебнике сбалансированы: около половины заданий базового уровня, примерно четверть - повышенной трудности, остальные – трудные и на смекалку. По моему мнению, учащимся этой возрастной группы необходимо больше заданий практического характера, даже с элементами предметной деятельности.
Учебник обеспечивает возможность систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела. Каждый пункт учебника завершается вопросами и заданиями для самоконтроля. В заключительном разделе учебника приведены ответы, советы и решения наиболее трудных заданий.
Фабулы многих задач содержат интересные факты из географии, истории, биологии, астрономии, техники. Материал из истории математики сконцентрирован в конце учебника в разделе «Повторение», где на основе фактов из истории натуральных чисел, дробей обыкновенных и десятичных, ещё раз отрабатываются вычислительные навыки. А вот заданий чисто экологического характера в учебнике недостаточно.
На мой взгляд, приоритетной целью данного учебника является не только передача определенного объема знаний, а организация познавательной деятельности школьников, ведущая к развитию навыков самостоятельного мышления. Работа по данному учебнику способствует формированию интереса к изучению математики, повышению качества подготовки учеников по математике.
Учебное пособие отличается научной корректностью содержания. Соблюдена общепринятая терминология и символика.
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКА
 
Материал учебника изложен доступно, лаконично, проиллюстрирован простыми примерами. Объяснительный текст дан небольшими порциями. Стиль и доступность изложения материала соответствуют возрасту обучающихся. Можно сказать, что авторы сохранили стиль, принятый для учебников начальной школы, чем сильно облегчили жизнь пятиклассникам.
Учебник способствует сохранению устойчивого внимания, так как не скучен, не содержит однообразных формулировок в заданиях и предлагает поэтапное усвоение основных алгоритмов.
Учебник способствует формированию ситуативных умений и навыков, которые далее применяются в новых, все более усложняющихся ситуациях. Система заданий дает школьникам возможность постоянно переключаться с алгоритмической деятельности на интеллектуальную и обратно.
Познавательная активность учеников стимулируется включением в теоретический и задачный материал интересных фактов, исторических материалов, практических работ и различных математических игр. В иллюстрационном материале представлены объекты живой и неживой природы, расширяющие кругозор и стимулирующие познавательную активность школьников.
Пособие формирует навыки самостоятельного приобретения знаний, умений, за счёт включения в учебный материал заданий исследовательского, практического характера. По нему можно работать самостоятельно, так как имеются необходимые пояснения и примеры. Используя теоретический материал раздела «Повторение» можно проводить семинарские занятия с предварительной самостоятельной подготовкой учащихся.
В учебнике в полной мере реализованы принципы дидактики: системность, доступность, наглядность, логичность и последовательность изложения учебного материала. Познание построено по принципу индукции, то есть от частного к общему, что является наиболее оправданным в силу возраста обучающихся.
 
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКА
С методической точки зрения система развития научных понятий, основных положений и теорий, представленных в учебнике, целесообразна и обоснована. Выбор структуры и способов изложения учебного материала соответствует целям и задачами обучения, возрастным особенностям учеников, преемственности и необходимости подготовки к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Система заданий, упражнений, задач и практических работ помогает формировать поэтапно основные умения и навыки с опорой на предварительные знания учащихся, полученные в начальной школе, на их жизненный опыт и любознательность, характерную для данного возраста.
Учебник обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий, таких как «Педагогика сотрудничества», «Гуманно-личностная технология», «Игровые технологии», «Проблемное обучение», «Групповые технологии», «Технология обучения математике на основе решения задач», компьютерные технологии обучения и т.д.
Авторы написали очень хорошие методические рекомендации для учителя. Эти рекомендации содержат подробные разработки практически всех уроков и разнообразный дидактический материал: самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, устные упражнения, распределенные по урокам. Там же приводятся и ответы к этим работам. Кроме того, в методических рекомендациях приведены решения практически всех задач на смекалку. Важную роль в обучении математике играют вопросы организации урока, в «Методических рекомендациях» многие из этих вопросов подробно рассмотрены, то есть это своего рода учебник для учителя. Так же хочется отметить творческий подход авторов к рекомендациям, в каждом из предложенных конспектов уроков есть какая-то изюминка, либо в подведении к теме, либо в форме проверочной работы, либо в способе контроля и проверки. Многое я взяла в свою методическую копилку.
Авторы предлагают свою технологию преподавания, построенную на фронтальной и самостоятельной работе обучающихся, при этом практически отсутствует параллельная работа учеников у доски и в тетради. Технология эффективна, так как ученики постоянно работают самостоятельно, и вслед за этим сразу же следует проверка и обсуждение всех непонятных моментов. Постоянная обратная связь позволяет учителю держать на контроле динамику учебного процесса и при необходимости сразу же вносить коррективы. В случае опережения или отставания есть возможности корректировки процесса обучения. Обучение по данной технологии снимает проблемы утомляемости, перегрузки, позволяет ученикам чувствовать себя более уверенно, так как непонятные им вопросы будут рассмотрены сразу же. Каждый ребенок работает в зоне своего ближайшего развития, значит, делает пусть небольшой, но шаг вперед.
Методический аппарат разнообразен, система заданий продумана в соответствии с методической необходимостью.
 
15.10.2008 г.

Дата публикации:16.10.2008

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу