мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Что нового

Апробация – дело тонкое

[30.03.2010]

В течение 2009/2010 учебного года в нашем городе проходят испытания сразу несколько десятков новых учебно-методических комплектов по различным школьным предметам. Один из них – «Русский язык – 5, 6» под редакцией М. В. Панова (издательство «Русское слово»).
Программа по русскому языку для средней школы под редакцией М. В. Панова предназначена для школ и классов с углубленным изучением русского языка, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. В Новосибирске апробация этого УМК началась в сентябре прошлого года на площадках гимназии № 7 Кировского района, средних общеобразовательных школ № 112 и № 61 Советского района. Сегодня в этих образовательных учреждениях по учебнику Панова работают трое учителей. Но поклонников УМК, не участвующих в официальной апробации, намного больше. Многих из них в этом курсе привлекает научность и своеобразие программы. Учителя отмечают, что все теоретические сведения в учебно-методическом комплекте преподносятся не в готовом виде: учебник подводит детей к открытию, и практические навыки формируются на основе постижения законов языка.
Большинство заданий ориентируют детей на умение самостоятельно писать, строить свои тексты. И главное умение – проверить написанное. Ведь в сочинениях и изложениях никто не будет подсказывать пишущему, какие именно буквы надо проверить. Существует и веское мнение филологов, которые считают, что данный курс основан на идеях Московской фонологической школы, а значит, на признании фонематической основы нашей орфографии.
А вот как объяснял ее преимущества именно для школьного преподавания сам Михаил Викторович Панов: «У редкого учителя уроки правописания вызывают восторг учеников. Тоска эта орфография. И вдруг фонология открывает, что в нашей орфографии есть единый принцип, и принцип мудрый… Возведение фонемы к сильной позиции – вот общий принцип, пронизывающий всю нашу орфографию».
 
Для справки: Основной принцип русской орфографии – фонематический: большая часть букв русского алфавита обозначает на письме фонему. Фонема – это минимальная единица звукового строя языка, она не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения. Фонематический принцип регулирует более 90% всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным.
 
В прошлом году состоялся первый информационно-методический семинар по УМК под редакцией М. В. Панова, организованный специалистами Областного центра информационных технологий в гимназии № 7, о нем мы рассказывали на страницах портала НООС в декабре. На встрече с учителями русского языка и литературы Марина Владимировна Пожарницкая, учитель-апробатор из гимназии № 7, рассказала об особенностях этого учебника. Интервью с ней вы можете найти здесь: Слово о словах.
Второй информационно-методический семинар «Образовательные ресурсы учебников «Русский язык – 5, 6» под редакцией М. В. Панова издательства «Русское слово» состоялся в 61-й школе в марте. По традиции встреча преподавателей-словесников началась со знакомства с образовательным учреждением. О школе рассказала Раиса Ивановна Голубева, ее директор. Опытом работы по учебнику поделились Ирина Викторовна Харитонова, учитель-апробатор, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, а также Светлана Владимировна Прохорова и Наталья Валерьевна Икомасова, учителя русского языка и литературы школы № 61. Выступление педагога-психолога школы № 61 Татьяны Алексеевны Ткаченко было посвящено психологической комфортности учащихся в процессе апробации УМК.
Затем все преподаватели провели открытые уроки в своих классах, продемонстрировав, по оценкам коллег, высокий уровень педагогического и профессионального мастерства.
В завершение встречи об учебнике рассказали преподаватели других опорных школ. С их отзывами вы можете познакомиться в нашей видеогалерее на портале НООС (рубрика «Видеоотзывы на УМК», раздел «Русский язык»).
 
Апробация продолжается. В конце учебного года учителям предстоит проделать серьезную работу по анализу всего учебно-методического комплекта с целью дальнейшего совершенствования учебника.
 
Уважаемые читатели, эти и другие УМК вы всегда можете приобрести в Региональном информационном центре учебного книгоиздания по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, 131, корпус 6. РИЦУК принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений. Для оптовых покупателей действует система скидок.
Телефоны для справок: (383) 238-02-16, 238-02-17
 
 
Светлана КИТЕЛЁВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора
На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу