мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Что нового

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки

[14.04.2009]

Информационно-методический семинар для учителей литературы состоялся во Второй Новосибирской Гимназии. Темой для обсуждения стала «Программа литературного образования» В. Г. Маранцмана.
В течение дня педагоги опорного образовательного учреждения «Вторая Новосибирская Гимназия» делились опытом работы по учебно-методическим комплектам по литературе серии «Академический учебник» издательства «Просвещение».
Встреча началась со знакомства с гимназией и её директором — Ириной Михайловной Михно — руководителем высшей квалификационной категории, заслуженным учителем РФ. О гуманитарном образовании в гимназии рассказала заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования Анна Александровна Ткаченко.
А с главной темой семинара познакомила своих коллег учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, учитель-апробатор, отличник народного просвещения, заведующая кафедрой русского языка и литературы Наталья Михайловна Цыганкова. Она рассказала о Программе литературного образования В. Г. Маранцмана и отметила, что особое внимание в его учебнике уделено диалогу эпох и диалогу культур, эстетической стороне словесного творчества и взаимосвязи литературы с другими видами искусства.
 

Принципы, определяющие структуры программы:
— соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста,
— ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика,
— выделение основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения,
— учёт социальных потребностей времени, общественной психологии поколения,
— развитие литературных способностей школьника.
 
На последнем пункте Наталья Михайловна остановилась подробнее.
Литературные способности — это:
— способность выразить в слове чувство, представление, мысль,
— способность образной конкретизации слова, прорастание слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации,
— эмоциональная чуткость к слову интонацией и стилем речи,
— целостное отношение к литературному произведению,
— различение индивидуальных художественных систем и исторически не сходных стилей в искусстве слова.
После небольшого перерыва начались открытые уроки в 5-х и 8-х классах. Их проводили учителя высшей квалификационной категории: Лариса Юрьевна Каширская, Галина Ивановна Гапеева, Татьяна Сергеевна Пирогова, Анна Александровна Ткаченко и Татьяна Анатольевна Яковлева. На их уроках одни пятиклассники изучали лирику поэта А. Кольцова в классе с компьютерной поддержкой, другие — рассказ «Васюткино озеро» В. П. Астафьева, а третьи — творчество М. Ю. Лермонтова. Ученики 8-го класса с математическим уклоном сопоставляли смешное и страшное в сказке Е. Шварца «Дракон» и искали противоречия в этом произведении. А их сверстники-гуманитарии отправились на занятие по спецкурсу «Православная культура России. Русская икона и герои жития».
Каждая минута урока была насыщена событиями: ребята готовились и отвечали, часть учеников обсуждала в группе полученные задания, кто-то тут же рисовал и даже сходу сочинял стихотворение-настроение, чтобы прочитать его в конце урока.
 
После окончания открытых уроков все педагоги снова собрались вместе, чтобы подвести итоги работы и обменяться мнениями. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них.
— Хочется отметить урок Ларисы Юрьевны Каширской «Изучение лирики Кольцова». Мне как молодому учителю было приятно и познавательно присутствовать на нём. Я впитала эмоции, переживания учителя и учащихся, которыми был наполнен урок и пространство класса.
— Занятие спецкурса заслуживает высокой оценки: материал тщательно отобран, наблюдается неподдельный интерес и учеников, и учителя. Большими плюсами являются наглядность и аудиотекст. Очень удачно получилось интегрировать литературу и иконопись.
— Отзыв на урок-анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова.
Замечательный урок! Ребята хорошо говорят, очень эмоциональные, у них хороший навык работы с текстом, чувство слова развито. Замечательная большая подготовка к восприятию текста «Бородино». Извлекаются необходимые знания для понимания стихотворения и воспитывается чувство патриотизма.
— «Васюткино озеро». Урок прошел очень активно. Дети работали, хорошо читали, поддерживали беседу с преподавателем, и тема им была близка. Спасибо Галине Ивановне!
— Уважаемая Анна Александровна! Огромное спасибо за ваш урок. Это был урок открытий. По ответам учащихся на уроке теперь видно, что они ответят на все проблемные вопросы, которые им встретятся при чтении сложных произведений. Но самое главное, что такие уроки вселяют в детей веру в то, что они интересные, умные и способные неординарно мыслить люди.
 

 

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу