мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Что нового

Знакомство с «Окружающим миром»

[30.03.2009]

В средней общеобразовательной школе №160 Ленинского района прошёл организованный Областным центром информационных технологий семинар по новому учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» серии «Планета знаний» издательства «АСТ». С учителями встретился один из авторов комплекта, профессор, зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе в Московском городском педагогическом университете Игорь Владимирович Потапов.

Приводим фрагмент выступления Игоря Владимировича Потапова:
— Основную работу по созданию комплекта мы выполнили совместно с к.п.н., старшим научным сотрудником РАО Галиной Григорьевной Ивченковой. Это наш второй опыт создания учебников, в первый раз мы работали с Натальей Фёдоровной Виноградовой. Потом наши пути разошлись, у неё сейчас свой комплект, а у нас свой. В 3-4 классе к нам подключились известные авторы учебников по истории — Елена Витальевна и Андрей Иванович Саплины, которые обеспечили обществоведческо-исторический блок, поскольку элемент обществоведения входит в содержание курса. Они выполнили основную работу при создании учебника для 4 класса, где вторая часть полностью посвящена историческому материалу.  
Составляющие комплекта такие: основное традиционное средство — учебники. Для 1-2 класса по одному учебнику, в одной части, для 3-4 класса разработано две части, поскольку материал значительно больше. Учебники внешне привлекательные, но несколько тяжелые по весу. Поэтому с этого года они будут выпущены в ламинированном мягком переплете, что соответствует всем нормам.
Для каждого класса есть две рабочие тетради, одна продолжение другой. Они примерно рассчитаны на полугодия, соответственно частям в 3-4 классах. Затем методические пособия для учителя, которые содержат рекомендации. Мы постарались включить дополнительный материал, который поможет учителю при подготовке к урокам.
Бывало, возникали, вопросы по поводу ответов на некоторые сложные задания, например, из «Интеллектуального марафона». Поэтому в пособиях также помещены ответы, не потому, что мы умаляем знания учителя, конечно, нет. Просто это видение разработчиков, какой ответ хотели бы получить авторы на задания повышенного уровня сложности.
Что касается перспектив, в настоящее время создаются ещё тетради для тестовых заданий, для дополнительного контроля. Аналогичные пособия сейчас создаются во всех комплектах. Мы только начали эту работу, ведь у нас только в 2003 году вышли материалы для 1 класса. Сейчас уже состоялся выпуск детей 4 класса по нашему комплекту, и уже учится второй 2 класс. Насколько я знаю, учителя, которые работали, не отказались от комплекта, и, взяв первый класс, продолжили работу по нему.
Наш комплект называют «учительским». Его авторы либо много лет работали в школе, а теперь перешли на новую ступеньку, работают в вузах, в Академии образования, либо до сих пор практикуют в начальной школе. Мы хотели создать комплект, интересный для ребёнка, который будет вызывать желание работать с ним. Также мы ориентировались на учителя, без которого, конечно, ничего не состоится. Важно, чтобы учебник нравился учителю, чтобы по нему было легко работать. И третий момент — чтобы комплект понравился и родителям, которые так или иначе оказываются задействованы. Мы старались не вызывать раздражения у родителей навязчивостью, но всё же пытались вовлечь родителей в этот процесс.
Когда мы начинали разрабатывать комплект, мы соотносили работу со стандартами первого поколения, действующего и сейчас. Но при этом мы ещё опирались на другие документы — концепцию содержания непрерывного образования, которая была принята в 2003 году, программу модернизации российского образования. Таким образом, используя сочетание этих трёх документов, мы предвосхитили стандарт нового поколения, который сейчас будет вводиться. Мы не делали этого специально, но те документы, которыми мы пользовались, подготовили почву для создания такого комплекта.
В стандарте нового поколения заложена примерная программа, включающая понятия, которые формируются с 1 по 4 класс. По этому набору никакого недостатка нет, мы даже превосходим его, содержания больше, чем необходимо для обеспечения этой программы. Это объясняется тем, что включена вариативная часть.
В стандарте дано три варианта планирования, мы, прежде всего, соответствуем первому, базовому варианту. Содержание в большей степени определяется количеством часов. Есть ещё два варианта — естественнонаучный и гуманитарный. Если смотреть по понятийному аппарату, по набору знаний, комплект может обеспечить естественнонаучный уровень, только в этом случае нужна корректировка планирования. Кроме того, в стандарте заложено формирование универсальных учебных действий. Они тоже заложены в наш материал.
Прокомментирую цели и задачи учебников. Цель — формирование целостного представления о мире, осознание взаимодействия между компонентами человек-природа-общество. Это глобальная цель, она решается все четыре года. Ребёнок, который пришёл в первый класс, по нашему предмету вовсе не чистый лист бумаги. Об окружающем мире он знает много. Иногда это может быть не очень хорошо, ведь никто не заботился о соответствии этих данных науке, у детей бытовые преставления. Например, мы в Москве только недавно добились, чтобы дети считали растения живыми. Русский язык занимает больше места в начальном обучении, является приоритетным. Ребёнок рассуждает так: растения отвечают на вопрос «что», значит, неодушевлённые. Мы постарались учить детей выделению главных признаков, подготовить ребёнка к средней школе. Это тоже является очень важным. Поэтому в первом классе и многие задания направлены на то, чтобы узнать, что ребёнок знает. Задача не в формировании большого количества новых знаний, а в решении развивающих задач, воспитательных. Новые знания больше формируются в 3 и 4 классах.
Отсюда вытекает задача формирования у детей элементарных представлений и понятий о природе, человеке, и об обществе. Третья задача — знакомство с методами научного познания. Важнее не напичкать ребёнка информацией, а научить его способам получения этой информации. Мы говорим ребёнку не «методы познания», а «способы изучения окружающего мира». Ведущими у нас традиционно были наблюдение, опыты, практические работы, моделирование, измерение. Учим пользоваться справочниками, энциклопедиями, а теперь уже и Интернет входит в нашу жизнь. Конечно, всегда были практические работы, наблюдение, но это больше осознавалось учителем. А теперь мы стараемся, чтобы ребёнок сам осознавал, что такое наблюдение, что такое опыт, когда нужно применить наблюдение, а когда его не достаточно и необходим опыт.
Например, начало листопада. В каждом году он начинается в разные сроки, поэтому ни справочная литература, ни учебник не даст точной информации. Ребёнок может получить её сам, в процессе наблюдения.
 
Также учебники направлены на развитие познавательного процесса — ощущений, восприятий, памяти. На это работает вся система заданий. Важный момент в умственном развитии ребёнка — умение сравнивать, определять главные признаки, сходства и различия, классифицировать — являются показателями умственного развития ребёнка. Это также является задачами курса. Если говорить о соответствии стандарту, то универсальные учебные действия, которые выделены в нём, как раз относятся к познавательному блоку. Также многие задания направлены на развитие внимательности, наблюдательности.
Информацию об учебно-методическом комплекте «Окружающий мир» также можно получить на сайте серии «Планета знаний».
 
На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу