мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Что нового

«Легко учить — интересно учиться!»

[13.11.2006]

В Областном центре информационных технологий прошли курсы повышения квалификации учителей математики с участием авторов учебно-методического комплекта (УМК) по математике Ольги Викторовны и Георгия Константиновича Муравиных по теме «Интеллектуальное и творческое развитие школьников 5-11 классов при обучении математики по УМК «Математика 5,6», «Алгебра 7-9», «Алгебра и начала анализа 10,11». О комплекте и особенностях работы по нему специально для НООС рассказывают сами авторы.

— Из чего состоит УМК?
Георгий Константинович: На сегодняшний день наш учебно-методический комплект полностью обеспечивает преподавание математики в 5-6 классе, алгебры в 7-9 классе, алгебры и начала анализа в 10-11 классах. Хронологически сначала появились учебники алгебры для 7-9 классов, они имеют гриф «Рекомендовано». Гриф «Допущено» имеют учебники 10-11 класса. Учебники 5-6 класса пока грифа не имеют, но сейчас они находятся на экспертизе. Тем не менее, работа по ним проходит: практически пять тысяч учеников занимаются по этим учебникам, как в экспериментальном порядке, так и просто по выбору учителя.

В УМК входит учебник, методические рекомендации для учителя по каждому классу, в пятом и шестом классе рабочие тетради для учеников. Сейчас готовятся к выходу в издательстве рабочие тетради и методические рекомендации по пятому классу, а также рекомендации для восьмого и для одиннадцатого классов. У нас находятся в разработке методические рекомендации и рабочая тетрадь по шестому классу, и рекомендации по девятому классу

— Расскажите, пожалуйста, как разрабатывался комплект.
Георгий Константинович: Работу над комплектом мы начали с моим отцом ещё в 80-е годы. В 1994 году в издательстве «Просвещение» вышел учебник «Алгебра 7-9», это был пробный вариант: в одной книге сразу три учебника. Через два года издательство «Дрофа» стало выпускать учебники для 7,8 и 9 классов. Сейчас мы переработали эти учебники. По ним можно работать как по старой программе 1998 года, так и по новому стандарту.

— В каких регионах сейчас реализуется комплект?
— Практически во всех. Самые активные регионы — это Московская и Ростовская области, Дагестан. Причём если в Ростове 40% учатся по нашим учебникам, то в Дагестане практически 100%. Конечно, значительно тормозило распространение учебников отсутствие законченной линии, но сейчас случился существенный прорыв в этом плане, в силу того, что мы замкнули линию с 5 по 11 класс.
 
 
— Какие особенности имеет Ваш УМК?
Георгий Константинович: Наши учебники обладают высоким развивающим потенциалом, они предусматривают дифференцированный подход к обучению, что в частности проявляется в том, что УМК для 9 классов можно использовать как учебник для предпрофильной подготовки. Учебники для 10-11 класса вообще написаны таким образом, что их можно использовать и в гуманитарном профиле, и в профилях, которые требуют сильной математической подготовки. По этим учебникам можно изучать материал с разным углублением.

— Как реализуется моменты развивающего обучения?
Георгий Константинович: Развивающее обучение реализуются за счет нестандартных задач, в которых ученик должен проявлять элементы самостоятельности мышления. Таких задач большой процент, и они уникальны. С одной стороны, учебники полностью обеспечивают требования стандарта в плане формирования навыков, а с другой они дают ученику проявлять элементы творчества. Специальная линия упражнений, ориентированная именно на развитие мышления ученика, проходит по нашим учебникам с 5 по 11 класс.

Ольга Викторовна: В комплекте используется проблемное обучение, то есть знания не даются в готовом виде, их ученики будут открывать вместе с учителем. Есть задачи разной степени трудности, также в учебнике используется исторический материал.

— Как реализуются в комплекте межпредметные связи?
Георгий Константинович: Мы постарались усилить связь с геометрией за счёт большого количества задач, которые решаются алгебраическими методами. Также мы включаем алгебраические задачи, которые решаются геометрическими методами. Кроме этого, большой объем заданий физического содержания, химических задач — на процентное содержание, на смеси; есть экономические задачи. Есть и связи с географией — например, если мы даём математическое определение масштаба, мы говорим: посмотрите, как даётся определение в учебнике географии и сравните. В наш учебник включена карта из книги «Дети капитана Гранта», которую составлял Жюль Верн. Когда мы разговариваем о долготе и широте, географических координатах, то смотрим на разрез земного шара, показываем, как измеряется долгота и широта, и где отмечена та самая 37 параллель южной широты, по которой проходило движение в любимой ребятами книге.

Такие моменты направлены и на расширение кругозора. Ребёнку интересно узнать, например, о Москве, Кремле, Царь-пушке, Царь-колоколе и многом другом. Когда мы говорим об окружности, то показываем одно из самых больших колес обозрения, так называемый «Глаз Лондона». Этим мы хотим и заинтересовать ученика, и дать ему общекультурный слой.

Ольга Викторовна: Есть и воспитательные моменты: например, в учебнике есть статистические данные, какие телепередачи больше всего любят смотреть в России, и на уроке можно после решения задач обсудить с учениками, какие больше всего любят они. Есть таблицы, в которых показано, как девятиклассники проводят свободное время: такой-то процент смотрит телевизор, занимается спортом, читает книги, кто-то ничего не делает. Можно обсудить, чем занимаются ученики нашего класса. Также из таблиц статистических данных они узнают, о самых распространённых размерах обуви, одежды людей, или, например, средний рост девятиклассников. То есть много таких фактов, которые просто полезно ребёнку знать, и которые они потом примеряют на свой класс, проводя статистическое исследование.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе с педагогами.
Георгий Константинович: Мы давно и плодотворно работаем в системе повышения квалификации учителей. Практически все наши находки, которые вошли в учебники, многократно проверены в массовой педагогической практике. То есть учебника ещё не было, а то, из чего он составлен, уже проверялось много лет.

В методических рекомендациях мы постарались аккумулировать весь наш многолетний методический опыт. Они очень подробные, в них интегрированный дидактический материал, который в других комплектах учителям приходиться брать из разных источников. У нас всё подробно, приведены математические диктанты, тесты, даны ответы на них. Учителю почти ничего не надо решать самому, на что обычно нет времени.

Приведён не просто ответ, но и весь ход решения, и ещё, как правило, предложены вопросы, которые надо поставить перед учениками, чтобы они могли это решение самостоятельно сделать.

Ольга Викторовна: Одна из наших первых задач — облегчить работу учителя и повысить при этом его квалификацию. То есть не просто, чтобы педагог затрачивал меньше труда, а чтобы его работа была эффективней. На курсах мы показываем учителям, как, например, строится система упражнений. И они видят, насколько продуманна эта система, что она повысит качество знаний учеников. Девиз всей линии наших учебников звучит так: легко учить — интересно учиться! Мы пишем учебники и для учителя и для ученика, наши УМК ориентированны на то, как эффективнее и лучше организовать урок.

 
—Расскажите, пожалуйста, о позитивной педагогике, на которой делается акцент в Вашем комплекте.
Ольга Викторовна: Позитивная педагогика — это когда учитель ведёт ребёнка от успеха к успеху. В традиционной школе мы очень много внимания уделяем ошибкам и недочётам детей, фиксируем на них внимание. Если ученик что-то неправильно сделает — мы об этом будем говорить в классе, с учеником, скажем родителям. Получается, что мы много сил и времени тратим на негатив. Получается что, по сути, учитель говорить правду, но эта правда всегда негативная. Но ведь кроме этого есть и позитив, ведь ученик же делал и что-то хорошее, почему мы это не заметили, почему не сказали об этом родителям? Когда мы говорим родителям спасибо за то хорошее, что есть в ребёнке, это приятно и им самим, школьнику, и нашему ученику. И тогда ребёнку хочется быть ещё лучше, он хочет слышать похвалу, знает, что учитель всё замечает на уроке и старается, ему становится интересно учиться.

Уважаемые читатели, этот и другие УМК вы всегда можете приобрести в Региональном информационном центре учебного книгоиздания по адресу:

г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 24/1. РИЦУК принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений. Для оптовых покупателей действует система скидок.

Телефоны для справок: (383) 343-54-33, 343-03-90.

 
На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу