мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Что нового

Не дорешивайте задачи на уроках!

[15.12.2004]

«На уроке можно решить 9 задач, но не доводить их до ответа, а только до уравнения!» Такой совет давал учителям математики автор учебников по алгебре Георгий Константинович Муравин, чей семинар прошёл недавно в стенах Информационно-методического отдела ОблЦИТ. Георгий Константинович познакомил собравшихся с особенностями использования учебно-методических комплектов «Алгебра, 7-9 классы» и «Алгебра и начала анализа, 10-11 классы», выпущенных издательством «Дрофа».

Комплект делался таким образом, чтобы на 7-й класс можно было переходить после любого учебника 6-го класса, а на 10-й класс можно было переходить после любого учебника 9-го класса. Когда готовился первый учебник, Георгий Константинович ещё работал с отцом, так же известным автором математических учебников для средней школы. Тогда стабильным учебником был учебник 5-6 классов Н. Я. Виленкина, на него опирались Муравины в своей работе. Их устраивала подача материала 5-6 класса в других учебниках, поэтому создавать свой, в частности, Георгий Константинович не собирался. Но каждое издательство желает иметь законченную линию, в том числе и издательство «Дрофа», поэтому появились учебники Муравиных для 5-6 классов.

Главная идея новых учебников заключалась в том, чтобы сильный ученик, который занимается в обычном классе, мог получить подготовку, эквивалентную той, что получают ученики школы или класса с углублённым изучением математики. Поэтому в учебниках встречается специальный материал (он специально обозначен), который выходил за рамки общеобразовательных требований. Этот материал (новый, развлекательного характера, не требует особой концентрации) можно спокойно пропускать, если у ученика нет желания углубляться в математические познания. Этим дополнительным материалом пожертвовали при доработке учебников, в связи с новым образовательным стандартом, требующим введения в программу новых содержательных линий — статистики, комбинаторики, вероятности.

Особая гордость автора — методические рекомендации к учебникам. В учебно-методический комплект других авторов, как правило, входит несколько книг: учебник, задачник, дидактические материалы, рабочие тетради, методические рекомендации. Георгий Константинович считает, что при большой нагрузке у учителя нет возможности внимательно готовиться к урокам, слишком много источников, которые нужно использовать. Методические рекомендации у Муравина интегрируют в себе всё выше перечисленное.

- Я бы не рекомендовал учителям работать по моим учебникам, не имея в комплекте методические рекомендации! — говорит автор. — В учебнике есть много нестандартных задач, не решив которые, учитель не будет предлагать их своим ученикам. А как раз в этих задачах и заключается развитие мышления школьника. А в методичках эти задачи решены. К тому же там есть вопросы, которые учитель может задать ученикам, эти вопросы подводят учеников к идее решения задачи!

Георгий Константинович работал на кафедре математики московского института повышения квалификации работников образования, где привык внимательно относиться к мнениям учителей. Он не любит методику натаскивания, когда во главу угла ставится разучивание решения стандартных задач. Он предполагал, что понимание математического содержания вполне заменяет многочисленные повторы, необходимые для отработки навыков. Практика показала, что учителя не согласны с автором. И он прислушался к апробаторам.

Галина Павловна Шмакова, учитель математики школы № 168 Железнодорожного района г. Новосибирска, и Татьяна Владимировна Кричевская, учитель математики школы № 178 Дзержинского района г. Новосибирска, второй год работают по учебникам Георгия Константиновича Муравина. В прошлом году встречались с автором, познакомились со структурой учебников вплоть до 11 класса, их устроило содержание учебников, поэтому они тут же применили их в работе в 7-8 классах.

- Содержание учебников нам нравится подбором упражнений, программного материала, что в них есть домашние контрольные работы, практикум по решению задач, лабораторные практические работы, исследовательские работы. В этих учебниках есть много того, чего не хватает другим учебникам. Раньше нам приходилось всё это находить самим, пользоваться разными источниками. А тут всё собрано вместе! И это для учителя очень удобно! Много творческих заданий, развивающих задач. Всё это можно использовать и в профильном образовании. Новизна этого учебно-методического комплекта очевидна и привлекает нас, — поделилась Галина Павловна своими соображениями по поводу учебников. Все возникшие в период знакомства с учебниками вопросы были разрешены автором, ответы удовлетворили учителей, и апробация началась.

- Например, у Георгия Константиновича в учебнике нет определения, что такое «степень». Семиклассники сами мне дали это определение! — рассказывает Татьяна Владимировна.

- Вы пробовали на уроках не доводить задачу до ответа, не дорешивать её, как советует автор?

- Да. Там содержание некоторых параграфов так построено, что ты вынужден сказать детям: это уравнение на сегодняшний день мы не готовы решить, мы будем его решать гораздо позднее, но вы видите, как решаются такие задачи, — отвечает Галина Павловна.

- И они потом спрашивают: а когда же? Это желание знать материал очень благотворно сказывается в работе, материал очень легко ложится на это желание! — добавляет Татьяна Владимировна. — То, что мы в эксперименте, нам это нравится. Мы сами познаём много нового.

После подобных семинаров меняются и учебники. Теперь они стали цветными.

Редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации А. ЗАСЯДЬКО, редактора ОблЦИТ

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу