мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Нормативные документы

Итоговый документ семинара по вопросам реализации компонента "Мониторинг качества и статистика образования" Проекта "Реформа системы образования"

18 - 20 февраля 2003 г. в УМЦ "Голицино" Национальный Фонд Подготовки Кадров при поддержке Министерства образования Российской Федерации провел семинар по вопросам реализации компонента "Мониторинг качества и статистика образования" Проекта Всемирного Банка и Российского Правительства "Реформа системы образования" (далее РСО).

В работе семинара приняли участие работники различных департаментов Министерства образования Российской Федерации, представители МБРР, эксперты, представители органов управления образованием субъектов РФ и региональных структур, занимающихся вопросами мониторинга качества и статистики образования из 20 регионов (список участников в Приложении 1).

На семинаре обсуждались вопросы развития системы мониторинга и статистики образования, результаты, полученные в этой области на федеральном и региональном уровне, предполагаемые направления работ в рамках федерального компонента Проекта "Реформа системы образования" и способы привлечения региональных структур к данным разработкам.

В рамках семинара были представлены и обсуждены следующие доклады и презентации:

  • О перспективах развития системы мониторинга качества и статистики образования Российской Федерации
    А.Н. Майоров

  • Основные цели и задачи Проекта "Реформа системы образования" в части компонента "Мониторинг качества и статистика образования".
    Т.М. Трофимова
    А.А. Каспржак

  • Основные подходы к формированию системы мониторинга качества образования. Использование результатов российских и международных сопоставительных исследований качества образования.
    С.В. Иванова

  • Единый государственный экзамен в системе мониторинга качества образования.
    Т.А. Бархатова

  • Разработка модели статистики образования, отвечающей задачам Правительства Российской Федерации по модернизации системы образования.
    С.Е. Шишов

  • Статистика финансирования образования.
    Л.Н. Жарова

  • Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
    О.Н. Кожевникова

  • О формировании системы финансовых индикаторов и показателей статистики образования, на примере профессионального образования.
    Н.В. Ковалева

  • Выявление информационных потребностей различных групп пользователей.
    Д.Л. Константиновский

  • Разработка системы информационного обеспечения потребителей статистической информации.
    М.Л. Агранович

  • Приоритетные задачи подготовки кадров в области статистики и мониторинга качества образования.
    В.А. Шишов

  • Презентации Региональных информационных центров (РИЦ), центров мониторинга в образовании, центров оценки и контроля качества и других региональных организаций и учреждений:

    • Региональный центр мониторинга в образовании (Самарский РИЦ)
    • РИЦ Чувашской Республики
    • Информационно аналитический центр ГОУ ЯО ИРО, Ярославский РИЦ
    • РИЦ Республики Татарстан
    • РИЦ Псковской Области
    • Волгоградский РИЦ
    • Калининградский РИЦ
    • Красноярский РИЦ
    • Свердловский РИЦ
    • Пермский РИЦ
    • Мурманский ИПКРО
    • РИЦ Республики Коми
    • Воронежский РИЦ
    • Брянский РИЦ
    • Новосибирский РИЦ
    • Ульяновский РИЦ
    • Томский "Центр оценки качества образования"
    • Иркутский РИЦ
    • Новгородский региональный центр развития образования
    • Центр Internet Кубанского Госуниверситета

Участники семинара считают, что:

  • Социально-экономические изменения последних лет (демократические преобразования, федеративные отношения, многообразие форм собственности, вариативность образования, разграничение компетенции, демократизация управления и т.д.) закономерно привели к рассогласованию информационных потребностей органов управления образованием и возможностью их реализации используемыми в настоящее время средствами статистики образования. Подавляющее большинство используемых показателей носит фактологический характер и базируется исключительно на количественных данных, которые не могут в полной мере обеспечивать качественный анализ системы образования и оценку складывающихся в образовании рынков. Система статпоказателей во многом не сопоставима с международными показателями образования и не позволяет в полной мере оценивать результаты развития системы образования РФ с точки зрения сложившейся практики международных исследований в области образования.

  • В сегодняшних условиях, особенно в связи с реализацией Программы модернизации российского образования, совершенствование системы мониторинга качества и статистики образования становится одной из наиболее приоритетных задач, решение которой обеспечивает повышение качества управления и выработки образовательной политики на всех уровнях, расширение участия в управлении образованием всех заинтересованных групп и слоев населения

  • Основные направления Проекта Всемирного банка в части мониторинга и статистики образования и Плана мероприятий Министерства по развитию статистики образования до 2004 г. направлены на решения ключевых задач развития статистики и мониторинга качества образования, четко скоординированы и удачно дополняют друг друга.

  • Необходимо обеспечить координацию регионального и федерального компонента путем создания рабочей группы компонента, в состав которой должны быть включены представители Министерства образования Российской Федерации, эксперты и представители Федеральной и региональных групп реализации Проекта (ГРП)

  • Выполненные к настоящему времени в рамках проекта МБРР и плана Министерства работы по выявлению информационных потребностей различных групп пользователей в данных статистики образования, разработке системы информационного обеспечения различных групп пользователей данными статистики образования, подготовке введения государственной статистической отчетности о финансово-экономической составляющей функционирования образовательных учреждений, программа подготовки кадров по статистике образования, заслуживают полной поддержки и должны быть использованы в последующих разработках компонента Проекта РСО.

  • Необходимо принять меры по анализу, обобщению и распространению опыта регионов по вопросам создания систем мониторинга и статистики образования.

  • Система мониторинга и статистики образования должна строиться как федерально-региональная, на единой методологической основе. Дальнейшая работа в рамках проекта должна осуществляться в тесной координации федерального и регионального уровней.

  • Целесообразно создать систему информационного обеспечения (банк данных с доступом через Интернет) о работах в области мониторинга качества и статистики образования, проводимых на федеральном и региональном уровне

  • Необходимо продолжить работы, связанные с расчётом индекса развития человеческого потенциала в Российской Федерации.

  • Целесообразно расширить участие в международных сопоставительных исследованиях в области образования; презентовать статистику международных сопоставительных исследований только с методологическими пояснениями и текстами аналитического характера

  • Продолжить регулярные встречи с обсуждением хода выполнения проекта и достигнутых результатов

Целесообразно ускорить разработку (создание) по следующим направлениям реализации программы развития статистики образования до 2004 года и компонента "Мониторинг качества и статистика образования" Проекта "Реформа системы образования":

  • системы показателей и индикаторов федерального государственного статистического наблюдения за сферой общего и начального профессионального образования

  • унифицированной системы показателей, характеризующей состояние и тенденции развития муниципальной системы образования

  • технологии и методических рекомендаций по анализу деятельности муниципальных органов управления образованием, на основе унифицированной системы показателей

  • Федерального информационного хранилища межведомственной статистики для целей анализа системы образования на основе современной системы управления базами данных, включая программное обеспечение для презентации статистических данных.

  • новых аналитических разделов и приложений, посвященных проблемам статистики общего образования, на информационном сайте Минобразования России

  • технологии перерасчета данных российской статистики общего образования в показатели международных статистических наблюдений в области образования UNESCO, OECD (WEI, INES и др.).

  • аналитического статистического сборника результатов международных сравнительных исследований по актуальным проблемам модернизации российского образования

  • автоматизированных рабочих мест для анализа данных статистики образования, в том числе с использованием геоинформационных технологии;

Дата публикации:19.05.2003

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу