мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Нормативные документы

"О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области в 2002/2003 учебном году"

Основным итогом десятилетнего реформирования исторического образования в России стало изменение его содержания.

Вместе с тем возникло много проблем. При многообразии учебников учителя испытывают трудности в их выборе и сопряжении друг с другом. Внедрение в практику концентрической структуры школьного курса истории, начавшееся без предварительной подготовки, породило методические проблемы, которые не решены до сих пор. Школы области используют как линейную, так и концентрическую модели на основании письма управления образования администрации Новосибирской области "О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях г. Новосибирска и Новосибирской области в 1999/2000 учебном году" от 14. 09. 1999 за No. 04-06 / 1155.

Полный переход на концентрическую структуру произойдет при переводе всех школ на двенадцатилетнее обучение. В этих условиях тематическое планирование осуществляется с учетом требований к знаниям и умениям учащихся, но хронологические рамки курсов истории для каждого класса варьируются таким образом, чтобы вся программа по истории была пройдена к концу 11 класса. Экзамен в девятом классе проводится по материалу изучаемого курса, в 11 классе на экзамен выносится материал курса истории с древнейших времен до современности.
Дискуссионным остается вопрос о пропедевтическом курсе истории в начальной школе. В случае выделения его из курса "Окружающий мир" в качестве отдельного предмета, целесообразно выделить на него 1 час в неделю в III-IV классах. Для работы могут быть использованы программы:
Саплина Е.В., Саплин А.И. "Введение в историю" (III-IV классы);
Ворожейкина Н. И., Виноградова Н. Ф. "Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России". (См. "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы" (1-4). Часть 2. М., Просвещение, 2001; "Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу". М., Дрофа, 2001.).

Программы обеспечены учебно-методическими комплектами указанных авторов и имеют гриф Минобразования России - "Допущено".

Для школ, занимающихся по системе Л.В. Занкова, имеется особая программа. Преподавать пропедевтический курс могут учителя начальной школы, получившие специальную подготовку, или учителя истории.

В 5 - 11 классах количество часов по истории и обществознанию в учебных планах школ должно соответствовать федеральной программе по истории и соответствовать инвариантной части регионального базисного учебного плана.

Программы по истории и обществознанию опубликованы издательством "Дрофа" в следующих сборниках нормативных документов, имеющих гриф Министерства образования "Допущено":
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. М., Дрофа, 2000-2002. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. М., Дрофа, 2001-2002.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., Дрофа, 2000-2002.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. М., Дрофа, 2001-2002.

Указанные программы обеспечены следующими методическими пособиями в помощь учителям истории:
"Тематическое планирование курсов истории в основной школе в 5 - 9 классах." // Преподавание истории и обществознания в школе No. 1-3, 2001;
"Россия и мир. Тематическое планирование (для старших классов)". // Преподавание истории и обществознания в школе, No. 10, 2001, No. 1 - 2, 2002.

Особое внимание следует обратить на выбор учебников, так это требует больших материальных затрат. Основанием для выбора учебников является Перечень учебных изданий, рекомендованных Минобразованием России.

На 2002/2003 учебный год полный список опубликован в журнале "Вестник народного образования" за февраль 2002. Список учебников только по истории и обществознанию для основной и старшей школы опубликован в журнале "Преподавание истории и обществознания в школе", No. 2 , 2002. С. 14-16.

Представлено пять комплектов, которые обеспечивают реализацию федерального компонента содержания исторического образования и концептуальное единство дидактических принципов. Каждый из них выпускается одним авторским коллективом или издательством. Два комплекта представляет издательство "Дрофа", один -издательство "Просвещение", один -ЦГО, один - "Русское слово". Недопустимо произвольное соединение учебных пособий из разных комплектов, так как в этом случае нарушается концептуальное единство дидактических принципов. Среди учебников по истории для среднего (полного) общего образования пока имеется лишь один комплект, соответствующий программе 10-11 классов, в котором представлены основные вехи цивилизационного развития России и мира:
Под ред. В. О. Волобуева. История России и мира. 10 класс. М., "Дрофа. Веди - Принт", 2000, 2001.
Под ред. О. В. Волобуева. История России и мира. 11 класс. М., "Дрофа. Веди - Принт", 2001.
Все другие учебники из Перечня представляют отдельно российскую и зарубежную историю.
По обществознанию Перечень рекомендует на выбор пять комплектов для основной школы, и три комплекта разных авторов - для полной средней школы. (Подробнее см. Варющенко В.И., Варющенко К.В. Обществознание. Учебно-методическое пособие для учителей истории, обществознания, экономики и географии общеобразовательных учреждений. Новосибирск, 2001). Кроме Перечня публикуется второй нормативный список - Каталог из трех разделов.
В первом - учебники, указанные в Перечне, во втором - учебники, не включенные в Перечень, но имеющие гриф Минобразования России "Допущено" или "Рекомендовано". В третьем - учебники для углубленного изучения, для дополнительных курсов, факультативов и учебники новых содержательных линий и подходов, разработка которых к данному моменту еще не закончена.
Ежегодно в Перечне появляются изменения, исчезают одни и появляются другие учебники. В связи с этим не следует немедленно отказываться от учебника, который был в Перечне еще в прошлом году. Иногда учебники переносятся во второй и третий разделы Каталога по причине изменений в разработке содержания или концептуальных подходов, которые осуществляет авторский коллектив. Все учебники, которые перечислены в Каталоге, могут быть использованы в школе. Базисный план Новосибирской области рекомендует ввести в качестве регионального компонента курс истории Сибири в следующем порядке:
На 2002/2003 учебный год полный список опубликован в журнале "Вестник народного образования" за февраль 2002. Список учебников только по истории и обществознанию для основной и старшей школы опубликован в журнале "Преподавание истории и обществознания в школе", No. 2 , 2002. С. 14-16.

Представлено пять комплектов, которые обеспечивают реализацию федерального компонента содержания исторического образования и концептуальное единство дидактических принципов. Каждый из них выпускается одним авторским коллективом или издательством. Два комплекта представляет издательство "Дрофа", один -издательство "Просвещение", один -ЦГО, один - "Русское слово". Недопустимо произвольное соединение учебных пособий из разных комплектов, так как в этом случае нарушается концептуальное единство дидактических принципов. Среди учебников по истории для среднего (полного) общего образования пока имеется лишь один комплект, соответствующий программе 10-11 классов, в котором представлены основные вехи цивилизационного развития России и мира:
Под ред. В. О. Волобуева. История России и мира. 10 класс. М., "Дрофа. Веди - Принт", 2000, 2001.
Под ред. О. В. Волобуева. История России и мира. 11 класс. М., "Дрофа. Веди - Принт", 2001.
Все другие учебники из Перечня представляют отдельно российскую и зарубежную историю.
По обществознанию Перечень рекомендует на выбор пять комплектов для основной школы, и три комплекта разных авторов - для полной средней школы. (Подробнее см. Варющенко В.И., Варющенко К.В. Обществознание. Учебно-методическое пособие для учителей истории, обществознания, экономики и географии общеобразовательных учреждений. Новосибирск, 2001). Кроме Перечня публикуется второй нормативный список - Каталог из трех разделов.
В первом - учебники, указанные в Перечне, во втором - учебники, не включенные в Перечень, но имеющие гриф Минобразования России "Допущено" или "Рекомендовано". В третьем - учебники для углубленного изучения, для дополнительных курсов, факультативов и учебники новых содержательных линий и подходов, разработка которых к данному моменту еще не закончена.
Ежегодно в Перечне появляются изменения, исчезают одни и появляются другие учебники. В связи с этим не следует немедленно отказываться от учебника, который был в Перечне еще в прошлом году. Иногда учебники переносятся во второй и третий разделы Каталога по причине изменений в разработке содержания или концептуальных подходов, которые осуществляет авторский коллектив. Все учебники, которые перечислены в Каталоге, могут быть использованы в школе. Базисный план Новосибирской области рекомендует ввести в качестве регионального компонента курс истории Сибири в следующем порядке:
В 5-6 классах материалы региональной истории должны составить 10-15 % учебного времени в рамках федеральных программ истории древнего мира и истории средних веков.
В 7-11 классах из вариативной части базисного учебного плана рекомендуется выделять по 0,5 часа в неделю для регионального компонента. Эти часы в каждом из указанных классов следует объединить с общим курсом истории, экономической географии и не выделять отдельного предмета "История Сибири". Как отдельный предмет история Сибири может быть выделена в качестве спецкурса или факультатива с большим количеством часов за счет школьного компонента. В таком варианте возможно соединение школьного и регионального компонентов для указанного курса. При этом следует учесть, что минимум региональной истории в составе 10-15 % учебного времени в каждой из программ 7-11 классов должен сохраняться.
Основой для планирования уроков в 5-6 классах являются федеральные программы, где указано соответствующее количество часов под рубрикой "Родной край...". Для работы с учащимися в данных классах рекомендуется использовать книги:
Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. Новосибирск, "Инфолио-Пресс", 1999. Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск, "Инфолио-Пресс", 1999. В них имеется доступная восприятию детей научная информация о первобытном мире на территории Западной Сибири, ее природе в ледниковый и послеледниковый периоды, об археологических памятниках, о легендах народов Сибири, атрибутах шаманизма, о кочевниках и их первых государствах. А также материалы об образе жизни народов нашего края в раннее средневековье. Указанные книги являются прекрасным средством обучения, так как содержат богатый иллюстративный материал. На его основе создается возможность организации продуктивной деятельности школьников, развивающей историческое воображение и критическое мышление. Для учителя дополнительным учебным пособием явится книга: Т.Н. Троицкая, В.И. Соболев. Наш край в древности и средневековье. Новосибирск, 1996. В 5 классе наряду с включением части указанных материалов в уроки по теме "Первобытный мир" проводится четыре краеведческих урока, место которых указано в федеральной программе. В 6 классе проводится пять уроков по региональной истории. В 7-9-х классах планирование региональной истории возможно в виде отдельных блоков (модулей), включаемых в состав федеральной программы по истории России XVII-XX вв., и уроков, дополняющих те или иные темы федеральной программы. Общий объем учебного времени на региональный компонент составляет примерно 20 часов в 7-8-х классах и около 23-24 часов - в 9 классе. Изучение истории Сибири предполагает обязательное обращение к краеведческим материалам на уроках и во внеурочной работе. Для планирования работы в 7-9 классах полезно учебно-методическое пособие: Кузнецова Ф.С., Зверев В.А. Программно-методические материалы для общеобразовательных учреждений. История Сибири. Региональный компонент. Новосибирск, 2000.

Материалы, рекомендованные управлением образования администрации Новосибирской области для учителей истории:

Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч. 1. Новосибирск, 1997.
Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч. 2. Новосибирск, 1998.

Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Ч. 3. Новосибирск, 1999. Кузнецова Ф.С. Рабочая тетрадь. История Сибири. 7 класс. Новосибирск, 2000. Не следует стремиться к изучению на уроках по истории Сибири всего текста учебных пособий в 7-9-х классах, так как они рассчитаны на многофункциональное применение и могут использоваться в работе на спецкурсах и факультативах.

В старших классах, где преподается единый курс "Россия и мир" возникает необходимость в большей интеграции региональной истории с курсом истории России. При изучении основных вех цивилизационного развития России и мира происходит сопоставление отдельных процессов, явлений отечественной и всеобщей истории, что создает условия для более логичного рассмотрения в данном контексте проблем развития сибирского сообщества. К сожалению недостаточная разработка методики преподавания единого интегративного курса "Россия и мир" задерживает разработку методики включения региональных материалов по истории в старших классах.

Для работы в старших классах имеется учебное пособие: Зуев А.С. Сибирь: Вехи истории. Новосибирск, 1998. Издательством "Инфолио-пресс" готовится к выпуску "Хрестоматия".

Экзамены в рамках образовательной области сдаются по обществоведению, истории России и всемирной истории. Экзамены проводятся на основе экзаменационных вопросов, рекомендованных Министерством образования. Учитель истории имеет право вносить изменения и дополнения в экзаменационные билеты, в том числе вносить материалы по региональной истории. Учителем могут быть разработаны собственные билеты для экзаменов (письмо Минобразования России от 16 мая 2000 г. См. Вестник образования No.14, 2000. С. 38-43.). Не рекомендуется самодеятельное тестирование в качестве выпускного экзамена как альтернатива централизованному тестированию для выпускных классов.

Рекомендации составлены:
Варющенко В.И., кандидатом исторических наук,
Кузнецовой Ф.С., кандидатом исторических наук.

Рекомендации утверждены решением кафедры истории, обществознания и экономики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования 29 мая 2002 года.

Дата публикации:04.02.2003

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу