мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Нормативные документы

Пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Новосибирской области на 2002/2003 учебный год

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Новосибирской области на 2002/2003 учебный год разработан в преемственности с региональным базисным учебным планом на 2001/02 учебный год, на основе базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 г. No. 322, в соответствии с санитарными правилами с.п. 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений", утвержденными главным санитарным врачом РФ 4.08.99 г.

Региональный базисный учебный план является нормативно-правовой основой рабочего учебного плана конкретного образовательного учреждения, который учреждение разрабаты-вает и утверждает самостоятельно. В рабочем учебном плане должны быть отражены все образовательные области, образовательные компоненты и учтены нормативы учебной нагрузки школьников, а также рекомендации регионального учебного плана по распределению учебного времени на изучение образовательных областей. В региональном учебном плане время, отведенное на изучение образовательных компонентов и областей, соответствует требованиям примерных образовательных программ, разработанных Минобразованием России на основе обязательного минимума содержания на-чального общего, среднего общего образования и временных требований к обязательному минимуму основного общего образования (приказы МОРФ No. 1235 и 1236 от 19.05.98, No. 56 от 30.06.99).

Региональный базисный учебный план предоставляет возможность работы общеобразовательного учреждения в режиме 5-дневной или 6-дневной учебной недели. Решение об этом принимается учреждением самостоятельно с учетом мнения педагогического коллектива, родителей, обучающихся и на основе санитарных правил.

Обучение в начальной школе осуществляется по программе 1-4 и в исключительных случаях по программе 1-3 (в школах, где еще не завершен переход на программу 1-4). Региональный базисный учебный план состоит из инвариантной части (базовый компонент) и вариативной (региональный и школьный компоненты).

Базовый компонент представлен 7-ю образовательными областями:
филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Реализация базового компонента образовательным учреждением обязательна. В рабочем учебном плане учреждения время, отведенное на изучение каждого образовательного компонента, может быть увеличено в соответствии с выбранной образовательной программой, профилем обучения в 10-11кл. и с учетом интересов и особенностей контингента обучающихся за счет часов вариативной части.

В основу регионального компонента содержания образования Новосибирской области положен курс "История Сибири", обеспеченный учебно-методическим комплектом для 7-11 классов и вариативными программами, рассчитанными на 0,5 час. и на 1час. Курс истории Сибири обязателен для изучения.

В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области "Математика" и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15 % учебного времени на региональный компонент, который должен реализовываться в виде местного материала в рамках федерального компонента содержания образования.

Часы школьного компонента могут быть использованы на:

  • организацию индивидуальных и групповых занятий;
  • факультативные курсы;
  • увеличение количества часов, отводимых на образовательные области базового и регионального компонента;
  • занятия с одаренными и со слабоуспевающими учащимися;
  • занятия активно-двигательного характера (спортивные игры, аэробика, ритмика и др.).
Ученик имеет право выбора предметов, а также участия в формировании индивидуальной образовательной программы. Образовательная область "Филология" предусматривает изучение русского языка с 1 по 11 класс, литературы и иностранного языка в 5-11 классах. При этом следует учитывать, что на изучение первого иностранного языка (английского, французского, немецкого, испанского) целесообразно отводить не менее 3-х часов в неделю в 5-9 классах и не менее 2-х часов в 10-11 классах. При наличии условий можно включать в учебный план изучение второго и третьего языков (не менее 2-х часов на каждый), а также изучение иностранного языка в начальной школе со 2 класса (2 часа в неделю), углубленное и профильное обучение иностранному языку (3 часа). В гимназиях и специализированных школах число учебных часов для изучения иностранных языков может быть увеличено до 6. За счет часов вариативной части рекомендуется изучение курса "Вокруг тебя - мир...", обеспеченного учебными пособиями для учащихся 5-8 классов и методическими пособиями для учителей.

В образовательную область "Математика" входят математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика. В 10-11 кл. информатика изучается как самостоятельный 2-хчасовой курс. Изучение данного курса в более раннем возрасте (2-9кл.) рекомендуется за счет часов вариативной части.

В образовательную область "Естествознание" входят:
физика, химия, биология, экология. Экологическое образование может быть реализовано через экологизацию дисциплин (химия, биология, физика, география), а также через отдельный предмет за счет часов школьного компонента.
Образовательная область "Обществознание" включает историю России, всеобщую историю, обществознание, географию и экономику. Содержание экономического образования может быть включено в курсы "Обществознание", "География","Технология" или реализовано в отдельном курсе "Экономика". Содержание курса "География Новосибирской области" может быть включено в базовый предмет "География России" (без выделения дополнительных часов) либо реализовано через факультатив или спецкурс (за счет часов вариативной части).
Образовательный компонент "Окружающий мир" может быть представлен в двух вариантах:

  • интегрированным курсом "Окружающий мир" с 1 по 4 кл.;
  • курсом "Окружающий мир" в 1-2 кл., природоведением и обществознанием в 3-4 кл.
В образовательной области "Искусство" изучаются изобразительное и музыкальное искусство, мировая художественная культура, различные интегрированные курсы.
Образовательная область "Физическая культура" включает дисциплины: физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. В 10-11кл. ОБЖ изучается как самостоятельный учебный курс (2 часа в 10 кл. и 1 час в неделю в 11 кл.). В 10 классе по окончании учебного года проводятся 5-дневные сборы для юношей. В 5-9кл ОБЖ может изучаться как самостоятельный курс (0,5 час. в неделю) либо как интегрированный курс с дисциплинами образовательной области "Естествознание" без увеличения учебной нагрузки. В началь-ных классах ОБЖ входит в интегрированный курс "Окружающий мир".
При наличии условий рекомендуется введение в учебный план образовательного учреждения третьего урока физической культуры в 1-11 кл.
Образовательная область "Технология" включает технологию, трудовое и профессиональное обучение, черчение.
Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами общеобразовательных учреждений на основе добровольного участия школьников за счет часов вариативной части учебного плана. Максимальный объем обязательного домашнего задания, определенный в региональном базисном учебном плане, соответствует санитарным правилам. Руководители общеобразовательных учреждений несут ответственность за соответствие объема домашних заданий по предметам установленным требованиям.
Обязательная учебная нагрузки учащихся в школах с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях не должна превышать объем максимальной учебной нагрузки.

Дата публикации:04.02.2003

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу