мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Нормативные документы

Концептуальные подходы к формированию Федерального перечня учебных изданий, рекомендованных Министерством образования России, в условиях модернизации системы образования

  1. Проблемы формирования Федерального перечня учебных изданий

    В условиях развития вариативной системы образования, расширения рынка учебной литературы, начиная с 1995 года, ежегодно формировался Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Цели, структура и содержание Перечня корректировались в соответствии с задачами реформирования и реальным состоянием системы образования.

    Анализ существующих за последние шесть лет Перечней учебных изданий показал, что наблюдается устойчивая тенденция увеличения объема Перечня учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Это объясняется тем, что отсутствуют жесткие критерии отбора учебных изданий для включения их в Перечень. Вследствие указанной тенденции структура и содержание Перечня учебных изданий не являются оптимальными для создания условий свободного и обоснованного выбора учебной литературы учителями и другими педагогическими работниками.

    Данная тенденция может стать тормозом при решении задачи модернизации содержания образования, которая выдвигается Национальной доктриной образования в Российской Федерации, планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики, Федеральной программой развития образования.

    Модернизация содержания образования направлена в первую очередь на:

    • устранение перегрузок обучающихся в целях сохранения здоровья;
    • определение оптимального соотношения федерального, регионального и школьного компонентов образования;
    • формирование у обучающихся ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и других сферах.
    В связи с этим повышаются требования к качеству учебной литературы и возникает необходимость в качественно новых подходах к совместной работе авторов, издателей, экспертов по созданию учебников нового поколения, в разработке эффективного механизма обеспечения условий выбора учебной литературы участниками образовательного процесса с учетом специфики образовательного учреждения, особенностей конкретного класса, индивидуальных интересов учащихся и творческого потенциала учителя.
    Инструментом для реализации данных функций призван стать Федеральный перечень учебных изданий.
    Федеральный перечень учебных изданий является нормативным документом, содержащим список учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в практике обучения и воспитания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Он формируется на основе Закона РФ "Об образовании", нормативных правовых актов Министерства и положения о Перечне.

  2. Цели совершенствования Федерального перечня учебных изданий и его задачи

    Общие цели формирования Перечня направлены на обеспечение реализации Федеральной программы развития образования и создания оптимальных возможностей выбора учебных изданий участниками образовательного процесса. Федеральный перечень должен давать возможность выбора содержательных линий и комплектов учебных изданий, имеющих единую дидактическую основу.
    В рамках достижения поставленных целей Перечень способствует решению следующих задач:

    • сохранения в Российской Федерации единого образовательного пространства;
    • создания условий для организации и обеспечения образовательного процесса на основе выбора его участниками учебных изданий;
    • реализации преемственности государственных образовательных стандартов и программ на всех уровнях и ступенях образования в образовательных учреждениях;
    • развития непрерывной системы образования;
    • обеспечения принципа вариативности образования;
    • организации профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений;
    • формирования у обучающихся ключевых компетенции в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и других сферах;
    • организации заказа на учебную литературу органами управления образования субъектов Российской Федерации;
    • обеспечения целенаправленного использования средств, выделяемых региональными и муниципальными бюджетами на приобретение учебников.

  3. Структура Федерального перечня учебных изданий

    Исходя из целей совершенствования Федерального перечня учебных изданий и его задач, можно определить основные требования к структуре Перечня.
    Структура Перечня должна показать завершенность содержательных предметных линий начального и основного общего образования; обеспечить возможность реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования; создать оптимальные условия для адекватного выбора учебников участниками образовательного процесса. Предлагаемые подходы к структурированию Перечня позволяют выделить четыре раздела: "Дошкольное образование", "Начальное образование", "Основное общее образование", "Среднее (полное) общее образование".
    Раздел Перечня "Дошкольное образование" структурирован по областям развивающей деятельности.
    Раздел Перечня "Начальное образование", структурирован по системам обучения и образовательным областям в соответствии с Базисным учебным планом Российской Федерации. Каждая система обучения допускает существование нескольких вариативных содержательных линий, имеющих единые концептуальные подходы.

    Раздел "Основное общее образование" структурирован по образовательным областям, соответствующим Базисному учебному плану, предметам, содержательным линиям. Раздел "Среднее (полное) общее образование" структурирован по образовательным областям, предметам и профилям обучения (включает две части: учебники, обеспечивающие общеобразовательный уровень подготовки учащихся и учебники, обеспечивающие профильное обучение).

    В целях информирования региональных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, педагогической и родительской общественности, институтов повышения квалификации работников образования, книготорговых организаций обо всех учебных изданиях, прошедших экспертизу и получивших гриф "Допущено Министерством образования...", обеспечения возможности заказа всех видов учебных изданий необходим ежегодный выпуск Федеральным экспертным советом каталога учебной литературы.
    Каталог представляет собой аннотированный справочник учебной литературы, состоящий из двух разделов. Первый раздел включает учебные издания, дополняющие учебно-методические комплекты, основой которых являются учебники, имеющие гриф "Рекомендовано Министерством образования..." и включенные в Перечень (методические пособия для учителей, задачники, хрестоматии, рабочие тетради, книги для чтения и т.п.) Второй раздел каталога содержит информацию об учебниках, начинающих новые содержательные линии, прошедших экспертизу и получивших гриф "Допущено...". Каталог, таким образом, позволит сохранить максимально полное информационное пространство и вариативность учебного книгоиздания.

  4. Содержание Федерального перечня (критерии отбора, для включения учебных изданий в Перечень)

    Перечень включает учебные пособия в разделе "Дошкольное образование"; учебники, прописи и рабочие тетради в разделе "Начальное образование"; учебники в разделах "Основное общее образование" и "Среднее (полное) общее образование":

    • прошедшие экспертизу Федерального экспертного совета и имеющие гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации" или (на переходный период) имеющие гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации" в том случае, если они являются частью завершенной содержательной линии.
      Целесообразность включения в Перечень учебников с грифом "Допущено...", представляющих часть содержательной линии, обусловлена тем, что в последние годы отсутствовал механизм апробации учебных изданий. Начиная с 1997 года, подавляющему большинству учебников присваивался или подтверждался Федеральным экспертным советом гриф "Допущено Министерством образования России". В результате настоящий Федеральный перечень учебных изданий содержит только около 25% учебников с грифом "Рекомендовано..." и 75% учебников с грифом "Допущено...", многие из которых выдержали четыре или более изданий, востребованы общеобразовательными учреждениями, являются частью завершенной содержательной линии, имеющей программно-методическое обеспечение;
    • реализующие Федеральный компонент содержания образования. В Перечень не включаются учебники регионального и школьного компонентов содержания (факультативных и дополнительных курсов).
      Включение их в предыдущие Федеральные перечни учебных изданий (например: учебники для факультативных курсов: "Политология", "История религии" и др.) вносило несоответствие и разночтение в реализацию Федерального компонента содержания образования;
    • обеспечивающие концептуальное единство дидактических подходов к реализации курса. В Перечень включаются учебники, представляющие единую завершенную содержательную предметную линию, разработанную с учетом принципов и особенностей одной из систем образования и обеспечивающую условия непрерывности и преемственности программ начального и основного общего образования;
    • соответствующие компонентам государственного образовательного стандарта. Учебники, включаемые в Перечень, предполагают реализацию обязательного минимума содержания за определенное количество учебных часов, отведенное Базисным учебным планом.
    • имеющие программно-методическое обеспечение (образовательную программу по учебному предмету и методическое пособие для учителя);
    • изданные и имеющие подтверждение об издании Российской книжной палаты. В Перечень не включаются учебные издания, получившие соответствующий гриф, но не выпущенные издательствами из-за отсутствия заказов регионов или другим причинам.

    Отсутствие в Российской книжной плате обязательного экземпляра учебного издания (основание: Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов") является основанием для невключения заявленной книги в Федеральный перечень.

  5. Порядок прохождения учебных изданий через ФЭС и условия их включения в Перечень

    Повышение требований к учебным изданиям, расширение целей и задач Перечня, определения четких критериев отбора учебных изданий повлекут за собой существенные изменения в порядке организации и содержании работы Федерального экспертного совета. В целях повышения качества учебников, путем совершенствования процедуры и содержания их экспертной оценки, целесообразно введение трех этапов экспертизы учебного издания на присвоение грифа "Рекомендовано..." и включение его в Перечень.

    Первый этап. Экспертиза учебного издания на присвоение грифа "Допущено..." В целях достижения высокого качества создаваемых учебников экспертиза учебного издания на присвоение грифа "Допущено..." проводится в три ступени:
    Первая ступень - предварительная экспертиза рукописей учебников и учебных пособий проводится общественными экспертами из числа высококвалифицированных специалистов. С этой целью предполагается создание федерального банка экспертов по представлению ВАКа, РАН, РАО, ИПКРО, научно-исследовательских институтов Министерства образования и других организаций и учреждений. В роли экспертов не могут выступать авторы учебных изданий, члены ФЭС, сотрудники Министерства образования. Персональный состав экспертов определяет ФЭС и утверждает Минобразования России. Предварительная экспертиза предполагает глубокую и всестороннюю оценку рукописи: ее научной корректности, методического аппарата, соответствия компонентам государственного образовательного стандарта, целесообразности и результативности реализации в практике преподавания концептуальных подходов, положенных в основу создания рукописи.
    Результатом проведения экспертизы являются подробные замечания и рекомендации, сформулированные в заключении ФЭС, направленные на совершенствование качества учебного издания.

    Вторая ступень - экспертная оценка оригинал-макета учебника на предмет соответствия возрастным особенностям и Санитарным правилам и нормам Российской Федерации осуществляется специалистами Центра образования и здоровья.

    Третья ступень - обсуждение и принятие решения о присвоение грифа "Допущено..." по результатам проведенной экспертизы и доработки рукописи учебника. Члены предметной секции ФЭС (крупные специалисты в области науки и образования (7-9 человек) рассматривают акты проведенных экспертиз, справку издательства или автора о доработке рукописи по замечаниям и рекомендациям экспертов и оригинал-макет учебника или учебного пособия. По итогам рассмотрения выше названных материалов организуется обсуждение на заседании секции ФЭС, в процессе которого выносится решение. Решение принимается большинством голосов членов предметной секции ФЭС, присутствующих на заседании.

    Второй этап. Апробация учебных изданий.
    Апробация учебников проводится в целях практической проверки качества учебной литературы, имеющей гриф "Допущено", ее эффективности в образовательном процессе в соответствующих образовательных учреждениях и соответствия апробируемого учебного издания критериям, установленным Положением о Федеральном перечне для последующей доработки с учетом замечаний участников образовательного процесса (учителей и обучающихся).
    Апробация учебного издания в образовательной практике осуществляется по решению ФЭС и согласованию с издательствами. Она проводится в течение одного года, охватывает пятисот обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в разных регионах Российской Федерации. Организационное обеспечение проведения апробации осуществляет Департамент экспертизы учебных изданий на основании положения об апробации.

    Третий этап. Обсуждение результатов апробации и принятия решений о присвоении учебному изданию грифа "Рекомендовано..." и включении его в Федеральный перечень. Члены соответствующей предметной секции ФЭС рассматривают результаты апробации учебного издания и принимают решение о возможности (или невозможности) присвоения учебному изданию грифа "Рекомендовано..." и о включении (или невключении) его в Федеральный перечень. Решение принимается на заседании секции ФЭС и утверждается Президиумом ФЭС.
    В качестве материалов, позволяющих судить о результате проверки учебных изданий в образовательной практике, следует рассматривать письменные отзывы учителей, подготовленные в соответствии со схемой, утвержденной ФЭС, и основанные на анализе результатов образовательной деятельности учащихся.

  6. Порядок формирования Перечня

    Перечень формируется на основании Положения о Федеральном перечне учебных изданий в установленные сроки и в установленном порядке. Проект Перечня представляется на согласование в ФЭС. Перечень рассматривается президиумом ФЭС и утверждается приказом Минобразования России. Организационное обеспечение формирования перечня осуществляет структурное подразделение Министерства образования Российской Федерации.

Дата публикации:22.01.2003

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу