мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Нормативные документы

Концепция проекта "Перспективная начальная школа" (начальная школа индивидуального общего развития личности)

В разработке Концепции принимали участие научные сотрудники, преподаватели и аспиранты Психологического института РАО, Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Института общего образования Министерства образования РФ, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
Теоретическими предпосылками проекта "Перспективная начальная школа" являются основные положения учения Л.С. Выготского (о динамике умственного развития школьника и о взаимоотношении обучения и развития в ходе учебной деятельности), которые получили дальнейшее развитие в концепции развивающего обучения Л.В. Занкова (ориентирующей обучение на общее развитие личности учащегося, а сам процесс познания - на организацию деятельности наблюдения), а также идеи современной гуманистической психологии, которые сформулированы в трудах А. Маслоу, К Роджерса, Э. Фромма, Р. Мэя (обосновывающей существование такой высшей потребности как потребность в саморазвитии; утверждающей, что способность к саморазвитию является свойством целостной личности; постулирующей существование мотивации развития и познания).

Ближайшим психолого-педагогическим ориентиром проекта стали научные идеи "Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)" - коллективного труда ведущих ученых-педагогов и психологов России (Н.Ф. Виноградова, М.М. Безруких, В.В. Рубцов, А.А. Леонтьев и др.), подводящего определенные итоги реформы начальной и основной школы и выступающего в качестве основного документа дальнейшего развития начальной школы Министерства образования РФ.

Предлагаемая в рамках проекта "Перспективная начальная школа" Концепция развивающего учебно-воспитательного процесса в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка не противоречит ни одному из положений данного основного документа и ориентируется на весь комплекс требований, предъявляемых сегодня к начальному образованию (воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; требование развития каждого ребенка; требование гуманитаризации содержания образования, его вариативности и его культуросообразности; требование создания целостного образа мира средствами каждого из предметов и т.д.).

Основная идея и дидактические принципы проекта "Перспективная начальная школа"

Перспективная начальная школа в своей концепции исходит из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Переход начальной школы с трехлетней на четырехлетнюю (в рамках Реформы начальной и основной школы) предполагает, что авторы нового поколения учебников и учителя будут учитывать изменение возраста ребенка, пришедшего в первый класс: это школьник шести, а не семи лет. Учет возраста адресата учебников - это одно из тех условий, соблюдение которых делает процесс обучения успешным, причем, это то единственное условие, которое обычно учитывается авторами учебно-методических комплектов. Традиционно считается, что возраст - главная характеристика ОПЫТА ребенка. Предлагаемая концепция проекта "Перспективная начальная школа" впервые исходит из того, что ОПЫТ ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка-адресата учебников, который важно учитывать, - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, с сохранением целостной картины мира, с удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается автором учебника, что учебник адресован и ему. Каждый учебник нового комплекта оставляет место для реализации регионального компонента.

Характеристика ведущей идеи системы "Перспективная начальная школа"

Основная идея проектируемой системы начального образования - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Говоря об оптимальном развитии школьника в условиях педагогической поддержки его индивидуальности при обучении, мы имеем в виду, что развитие школьника должно быть оптимальным по сравнению с его же развитием в условиях любой другой модели обучения, которая не организуют этой поддержки посредством прямого контакта с учителем или опосредованно через учебно-методический комплект.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении КАЖДОЙ темы и проблемы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

То, что ученик не может сделать индивидуально, он может сделать с помощью, то есть в малой группе; то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий к каждой изучаемой теме и их количество позволяют младшему школьнику определить свой уровень актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Содержательные линии индивидуального развития:

  • формирование познавательных интересов школьников и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;
  • воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение);
  • воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
  • формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности обнаруживать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;
  • социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

Основное содержание системы "Перспективная начальная школа": формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале из таких образовательных областей как филология, математика, информатика, естествознание и обществоведение, экономика, искусство, физическая культура.
Преподавание каждого предмета базируется на интегративной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Основные принципы проектируемой системы:

  1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.
  2. Принцип непрерывного развития каждого ребенка.
  3. Принцип обучения каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  4. Принцип интеграции.
  5. Принцип прочности.

  1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей. Общее развитие младших школьников базируется на:
    • формировании сенсорных эталонов (различение цветов и их оттенков, размеров тел, форм простейших геометрических фигур, ориентация на плоскости, в пространстве и во времени),
    • формировании деятельности наблюдения (в понимании Л.В. Занкова, который обосновал наблюдение как особую деятельность, основывающуюся на чувственном восприятии действительности, имеющую направленный характер, выявил такие моменты в наблюдении объекта, как выделение и соотнесение, объединение чувственно данных его частей, аспектов, свойств) и мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, группировка и др.);

    Общее развитие включает в себя:

    • эмоциональное и нравственное развитие (воспитание способности к сопереживанию, сочувствию, развитие способности к рефлексии, формирование коммуникативных умений, воспитание стремления к творчеству и самовыражению);
    • эстетическое развитие (воспитание эстетической способность переживать красоту окружающего мира и произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства и чувства юмора);
    • физическое развитие (воспитание стремления совершенствовать возможности своего тела, вести здоровый образ жизни).
    Принцип предполагает обеспечение учебно-методическим комплектом максимально широких возможностей для разностороннего развития младших школьников, для выбора каждым школьником образовательной ниши, соответствующей уровню актуального развития, и ясно намеченных путей продвижения.
  2. Принцип непрерывного развития каждого ребенка. Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых перейдет в навыки), связанных, во-первых, с работой с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); во-вторых, с работой в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); в-третьих, с самостоятельной работой, понимаемой не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника).
    Последовательное проведение принципа в жизнь с помощью учебно-методического комплекта предполагает сформированное желание каждого школьника выбирать посильные и интересующие его задания и выполнять их творчески - как самостоятельно (в индивидуальной учебной деятельности), так и в условиях коллективной деятельности, используя всевозможные источники информации. Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение: отбирать полезные и необходимые знания для жизни и учебы, использовать знания в нестандартных жизненных ситуациях;
  3. Принцип обучения в зоне ближайшего развития предполагает, что обучение на любом этапе должно идти впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития. Учет разного уровня развития детей предусматривает разную меру трудности, а соответственно помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником, включенным в учебный процесс.
    Сущность этого принципа заключается в том, что каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников.
  4. Принцип прочности. Несмотря на то, что знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве средства, а не цели развития ребенка, сохраняется значимость усвоения детьми инвариатного (базового) минимума содержания образования. Принцип прочности подчеркивает эту позицию содержания непрерывного образования. Основанием реализации этого принципа является разноуровневый по глубине и трудности содержания учебный материал. Сам принцип реализуется за счет разрыва между верхним уровнем предъявления учебного материала и актуальным уровнем его восприятия каждым школьником: обязательным для усвоения является базовый уровень содержания образования. Предъявление заданий и вопросов на верхнем уровне необходимо как зона ближайшего развития всех учащихся. Предполагается, что базовое содержание образования по учебному предмету будет усвоено каждым школьником на уровне навыка и воспроизведения. Верхний (желаемый) уровень значительно превышает инвариантный уровень требований и может быть усвоен не всеми детьми. Но усвоение всеми детьми инвариантного уровня обеспечивает право родителей на смену системы обучения в течение всех четырех лет образования в начальной школе.
  5. Принцип интеграции. Важнейшим основанием этого принципа является понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Следование этому принципу стало основой разработки интегрированного курса "Окружающий мир", в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс обучения грамоте, где интегрируется обучение чтению и развитие речи, обучение письму и начальные знания по русскому языку. Курс литературного чтения также выстраивается как синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.

    Интеграция является принципом разворачивания изучаемого материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую "картину мира": картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т.д.

    Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшими школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).

Типические свойства методической системы

  1. Сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения. В этом свойстве находит выражение большая часть принципов системы:
    а) принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей (каждый школьник продвигается в своем развитии, опираясь на индивидуально доступное и все время меняющееся сочетание продуктивных и репродуктивных форм учебной деятельности);
    б) принцип непрерывного развития каждого ребенка (действия каждого учащегося, у которого формируются умения и навыки работы с источниками, самостоятельной работы и работы в малой группе и коллективе, основываются на подражании, повторении и открытии собственных способов действий);
    в) принцип обучения в зоне ближайшего развития каждого ребенка (если самостоятельная работа младшего школьника вызывает к жизни преимущественное использование репродуктивных форм учебной деятельности, то работа в малой группе и коллективе создает условия для овладения продуктивными способами и формами учебной деятельности);
    г) принцип прочности (только сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения дает основание для освоения школьниками базового уровня знаний на фоне постоянного продвижения в развитии).
    В учебниках сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения реализуется с помощью композиции учебного материала (организации возвращения к ранее пройденному материалу на новом уровне) и дифференциации вопросов и заданий, предлагаемых детям.
  2. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
    В этом свойстве выражают себя такие принципы системы, как:
    а) принцип непрерывного развития каждого ребенка (особенностью продвижения детей начальной школы в освоении разных способов действий является то, что они долгое время являют собой коллективного ученика, лишь постепенно осваивая формы индивидуальной работы);
    б) принцип обучения в зоне ближайшего развития каждого ребенка (только сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы позволяет обеспечить жизненность этого принципа:
    успешность работы в малой и большой группе составляет зону ближайшего развития тех школьников, которые не в состоянии решить проблему индивидуально);
    в) принцип интеграции (в сочетании разных форм работы этот принцип проявляется в той мере, в какой он касается методики каждого предмета, решающего своими средствами задачи формирования интеллектуальных умений).
    В учебниках это свойство реализуется на основе заданий, предлагаемых для самостоятельной работы и работы в группе.
  3. Свойство психологической комфортности.
    Это свойство предполагает организацию учебной деятельности детей в условиях сотворчества, сотрудничества, сопереживания, постоянного внимания к их здоровью и психологическому самочувствию, безотметочного обучения. Это свойство является проявлением таких принципов системы, как:
    а) принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей (именно учет индивидуальных возможностей и способностей ребенка, который делает обучение комфортным, обеспечивает возможность общего развития каждого ребенка);
    б) принцип непрерывного развития каждого ребенка (осуществление этого принципа также базируется на таком свойстве учебно-воспитательной системы как психологическая комфортность всех участников учебно-воспитательного процесса, поскольку формирование разнообразных учебных и коммуникативных умений и навыков делает процесс обучения успешным, укрепляет психологическое здоровье школьников);
    в) принцип обучения в зоне ближайшего развития каждого ребенка (свойство психологической комфортности является выражением и этого принципа, поскольку учебная жизнь каждого школьника в рамках данной системы не ограничивается уровнем его актуального развития, но имеет перспективу, протекает в зоне его ближайшего развития: такая организация учебной деятельности укрепляет психологическую уверенность школьников, делает учебную деятельность комфортной);
    г) принцип прочности (этот принцип напрямую связан с таким свойством системы, как психологическая комфортность: последовательное проведение этого принципа в жизнь, которое обеспечивает усвоение каждым младшим школьником базового уровня знаний, создает психологически комфортную атмосферу успешности обучения, закладывает прочную основу дальнейшего развития);
    д) принцип интеграции (этот принцип по разным основаниям выражает себя в свойстве психологической комфортности: во-первых, интегрированные предметные курсы отличаются большей образностью в силу их синтетической природы, и поэтому они более доступны детям, которые сами синтетически воспринимают мир; во-вторых, созданные в учебниках комплекта "целостные картины мира" гармонизируют восприятие мира младшим школьником, сообщают им чувство устойчивости и законосообразности мира; в-третьих, решение в рамках каждого курса общепредметных задач, связанных с формированием сходных учебных действий, сходных приемов мышления - еще одна сфера реализации принципа интеграции-придает чувство уверенности младшему школьнику, способствует успешности учебного процесса).
    В учебниках свойство психологической комфортности реализуется с помощью большого количества иллюстраций, интересного "игрового" материала, материала для работы в группах, материала для повторения, а также обширного справочного материала, позволяющего младшему школьнику удостовериться в правильности выполняемых действий.
  4. Сочетание инструментальности подачи учебного материала (дифференциации его по разным основаниям) с сохранением целостной картины мира.
    В этом свойстве находят выражения принципы непрерывного развития каждого ребенка, прочности и интеграции.
    а) Принцип непрерывного развития каждого ребенка, связанный с формированием учебных и коммуникативных действий и операций, проявляется, с одной стороны, в инструментальной подаче учебного материала (поиск необходимой информации внутри учебника, соотнесение разных источников информации, выход за рамки учебника, работа с разными рубриками учебника и других пособий курса, работа с пиктограммами и т.д.), с другой стороны - в сохранении единства той картины мира, которая выстраивается в учебнике.
    б) В принципе прочности данное свойство выражается по-своему: только инструментальное освоение учебника является гарантией действительно прочных знаний; целостная картина мира должна быть не усвоена, но построена в результате собственных усилий школьника, осваивающего работу с книгой, - только в этом случае она будет обладать характеристикой устойчивости и будет им "присвоена".
    в) Принцип интеграции также проявляется в виде данного свойства: во-первых, инструментальность является чертой, присущей всем учебникам комплекта, что находит даже внешнее оформление (единая система условных обозначений, одни и те же сквозные герои, сходство некоторых рубрик); во-вторых, во всех учебниках комплекта действительно выстраивается некий целостный образ мира: в учебнике по окружающему миру - это предметно-природная среда, в которой живет младший школьник; в учебнике математики - это мир сенсорных эталонов и состава числа; в учебнике по литературному чтению - это древний мир малых фольклорных жанров и кумулятивной сказки (сказки-цепочки) и т.д.; в учебниках по литературному чтению и по русскому языку целостность создаваемой картины мира подчеркивается и внешними средствами ("путешествие в Волшебный лес", "путешествие в город с латинским названием "Текст"). В учебниках это свойство реализуется с помощью сквозных героев, общих для всех учебников комплекта; единой системы пиктограмм и сходства рубрик в учебниках; наличия справочного материала; "картинной галереи" в учебниках гуманитарного направления; внешней интриги, присущей некоторым учебникам комплекта; системы заданий, предусматривающих постепенное выстраивание целостной картины знания.

Учебный план.

При составлении учебного плана были учтены следующие требования:
максимально допустимый в неделю объем учебной нагрузки младшего школьника исходя из продолжительности урока в 45 минут или в 35минут;
минимальное (при продолжительности урока в 45 минут) и максимальное (при продолжительности урока в 35 минут) число часов, необходимых для изучения программы конкретного учебного предмета;
соответствие номенклатуры образовательных областей и общего числа часов на их изучение программам конкретных учебных предметов;
наличие резерва часов, составляющих школьный компонент учебного плана.
Учебный план ориентируется на образовательные области, которые выделены в базисном учебном плане: словесность, математика, человек и окружающий мир, искусство, физическая культура.

Учебный план начальных общеобразовательных школ
с русским (родным) языком обучения.
1ый, 2-ой класс.

Вариант 1
Пятидневная учебная нагрузка
Количество часов в неделю

Учебные предметы, КлассыIIIНазвание образовательной обл.
(по базисному учебному плану)
1. Русский язык55Словесность
2. Литературное чтение
3. Иностранный язык
4
-
4
2
Словесность
4. Математика44Математика
5. Окружающий мир, информатика22Человек и окр. мир
6. Трудовое обучение 11 Человек и окр. мир
7 Изобразительное искусство11Искусство
8. Музыка 11Искусство
9. Физическая культура22Физическая культура
и т о г о2022 
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультатив
 2 
Максимальная нагрузка обучающегося2024 
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера
44 
Общий объем учебного плана2428 

Примечание:

  1. Национальный региональный компонент:
    на русский язык, литературное чтение и иностранный язык до 20%;
    на окружающий мир до 25% ; на ИЗО и музыку до 30%; физическую культуру до 30%.
  2. Часы, предлагаемые для занятий по выбору, целесообразно использовать на факультатив по экономике, информатике, иностранному языку.

Вариант 2.

Второй вариант учебного плана также соответствует базисному учебному плану (вариант -2). Но в отличие от первого варианта меняется продолжительность урока во втором классе. Она становится, как и в первом классе, 35 минут. Поэтому во втором классе увеличивается количество часов в неделю, что позволяет увеличить часы федерального или школьного компонентов. С учетом интересов школьников эти часы могут быть использованы на преподавание иностранного языка, информатики, окружающего мира, на эстетическое и физическое воспитание школьников.

Примерный учебный план начальных общеобразовательных
учреждений с русским (родным) языком.
1-ый, 2-ой классы.

Вариант 2
Пятидневная учебная нагрузка

Количество часов в неделю

Учебные предметы, КлассыIIIНазвание образовательной обл.
(по базисному учебному плану)
1. Русский язык55Словесность
2. Литературное чтение
3. Иностранный язык
4
-
4
2
Словесность
4. Математика44Математика
5. Окружающий мир, информатика22Человек и окр. мир
6. Трудовое обучение 11 Человек и окр. мир
7 Изобразительное искусство11Искусство
8. Музыка 11Искусство
9. Физическая культура22Физическая культура
и т о г о2022 
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультатив
 7-
Максимальная нагрузка обучающегося2029 
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера
44 
Общий объем учебного плана2433 

Примечание:

  1. Национальный региональный компонент:
    на русский язык, литературное чтение и иностранный язык до 20%;
    на окружающий мир до 25% ; на ИЗО и музыку до 30%; физическую культуру до 30%.
  2. Предлагаемый учебный план предполагает, что в первом и втором классах продолжительность урока в течение всего учебного года 35 минут.
  3. Часы, предлагаемые для занятий по выбору, целесообразно использовать на факультатив по экономике, информатике, иностранному языку, изобразительному искусству или на физическое воспитание.
Русский язык. Интегрированный курс, объединяющий обучение чтению, письму, развитие речи. Как самостоятельный предмет русский язык изучается с марта-апреля 1-ого класса и заканчивается в 4-ом классе. Литературное чтение. Как самостоятельный предмет изучается с марта-апреля 1-ого класса и заканчивается в 4-ом классе.

Дата публикации:21.01.2003

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу