мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Аннотация новых поступлений

«Обществознание» для 8–9 классов

Авторы: Е.С. Королькова, И.В. Метлик, Н.Г. Суворова
Издательство: Просвещение

В издательстве «Просвещение» вышел новый учебник по курсу «Обществознание» для 8–9 классов. Он знакомит школьников с существующими представлениями о том, в чем сущность человека и его отличие от животного мира и каким образом масса людей образует общество.

Учебный материал распределен по параграфам в основном поурочно, но некоторым темам целесообразно уделить по два урока. В таком сложном, многослойном по содержанию учебнике трудно было не использовать разные пути преподнесения основного материала в текстах параграфов.

Во введении авторы подчеркивают, что учебник содержит много разнообразных сведений об обществе, в котором мы все живем.

Работа с учебником поможет подросткам приобщиться к миру взрослых, в котором сосредоточены проблемы добра и зла, порядка и беспорядка, любви и ненависти, культуры и бескультурья, мира и войны и много других животрепещущих вопросов. Авторы не сочли нужным скрыть от учащихся противоречия, которых очень много на пути познания человеком своей человеческой сути и своего места в среде себе подобных. Также рассказывается о таких понятиях, как общество, народ, этнос, нация, экономика, рынок, бюджет и налоги, цена, спрос и предложение, собственность, государство, формы правления, выборы, политические партии и движения, право и закон, преступление и наказание, семья, религия, философия, наука, образование, художественная культура. Особый упор делается на те вопросы, ответы на которые могут пригодиться «в обыденной жизни гражданина общества, в скором будущем – квалифицированного работника, семьянина».

В содержании разделов учебника присутствует ряд новых подходов, реализованных авторами. Во-первых, это отход от чисто социологического подхода к школьному обществознанию. Авторы по-своему попытались решить проблему преподавания в школе на примере тысячелетней истории родной страны и ее культуры. В новом учебнике осуществляется знакомство школьников с общественными отношениями не только на примере научной социологии, так как люди познавали свою общественную жизнь и посредством мифов, религии, преданий, обычаев и других сфер общественной жизни, составляющих настоящую ткань общественных отношений, в которых живет и будет жить выпускник школы. В «Обществознании» для 8–9 классов достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо знаний об обществе, сложившихся в позитивной социологии, школьники знакомятся с культурой, понимаемой в самом широком смысле.

Среди непростых вопросов обществознания в учебнике рассматриваются прежде всего те, знание ответов на которые может пригодится в повседневной жизни гражданина.

Следует отметить межпредметные связи учебного материала в разделах «Человек в мире», «Духовная жизнь общества», «Общество, в котором мы живем». При раскрытии содержания этих разделов авторы широко привлекают материал других учебных предметов – истории, литературы, правоведения, курсов естествознания. Надо отметить и эмоциональную насыщенность материалов этих разделов. Приводимые в разделах примеры, иллюстрации не только действуют на разум, но и заставляют эмоционально «включаться» в текст, что позволит привлечь внимание учащихся этого возраста (14–15 лет) к учебному предмету, повысить его воспитательные возможности.

В новом учебнике содержится материал для разнообразных форм учебных занятий: основной учебный текст и дополнительные тексты, задания для самостоятельной работы, поурочный словарь. Особое внимание учащихся привлекут дополнительные материалы, помещенные в каждом параграфе, а также высказывания известных людей и фактические сведения, приведенные на страницах в рамках. Они призваны расширить представления детей о теме урока, снабдить его аргументами как за приведенные в параграфе утверждения, так и в некоторых случаях против них. Авторы осознанно представляют на суд учащихся различные точки зрения на ту или иную проблему, побуждая их по возможности самостоятельно (и при этом аргументированно) определять свою собственную позицию.

Несмотря на несомненно высокий научный уровень содержания учебника, он лишен налета теоретизирования, что выгодно отличает его от ряда других уже вышедших учебников.

Задания для самостоятельной работы даны в каждом параграфе. Различные по сложности, все они побуждают к размышлениям, обобщениям, поиску нестандартных решений.

«Словарь урока» в конце каждого параграфа несет существенную нагрузку – дополняет знания, полученные при знакомстве с основным материалом, и дает новые знания, пересекающиеся с уже изученными сведениями. Из «Словаря урока» ученики узнают множество понятий и терминов, которые введут их в новые миры познания.

В заключение ученикам дается полезный совет: «Не вините других людей в своих неприятностях. Просто вам еще недостает любви к людям и терпения в трудностях. Испытания, посылаемые человеку жизнью, судьбой или Богом, всегда нам по силам». «Обществознание» для 8–9 классов представляет собой, по сути, хороший «учебник жизни» и поможет его читателям определить свое место в обществе и лучше наладить отношения с окружающими.

Новый курс рассчитан на изучение в 8 и 9 классах (1 час неделю). В 8 классе изучаются главы «Человек в мире», «Общество, в котором мы живем» и «Экономика», в 9 классе – «Политика», «Право» и «Духовная жизнь общества». Распределение частей пособия по классам может быть и иным – в зависимости от планов и возможностей отдельных школ. Цель курса – помочь учащимся пополнить свои знания о человеке, обществе и правилах жизни в нем. Развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, оценивать действительность и поступать с позиции гражданственности.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что новый курс «Обществознание» для 8-9 классов авторов Е.С. Корольковой, И.В. Метлика и Н.Г. Суворовой отличает доступность изложения непростых положений с учетом «зоны ближайшего развития» школьников (позволяющей забегать немного вперед, подтягивая интеллектуальные возможности учащихся к разумному максимуму), дидактически разнообразная организация материала и опора на самостоятельное мышление учащихся.

С учебниками «Просвещения»
учителю – легко,
ученику - интересно,
вместе – эффективно!

На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу