мнения об учебниках


аннотация новых поступлений


нормативные документы


профильная школа


услуги


выставочный зал


электронный каталог "Периодика"


перечень учебников до 2007/2008 учебного года

перечень учебников до 2008/2009 учебного года


статистика













Аналитический отчет Новосибирского РИЦ о региональной системе образования

Дата образования Новосибирской области - 28 сентября 1937 года.

Введение.

Новосибирская область расположена в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины, главным образом в междуречье Оби и Иртыша (южная часть Васюганской равнины Барабинской низменности), на востоке примыкает к Салаирскому кряжу. Граничит с Казахстаном, Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями. Протяженность с востока на запад составляет 630 км, а с севера на юг- 435 км.
Главные реки - Обь, Омь. Территория - 178,2 тыс. км2

Новосибирская область относится к Западно-Сибирскому экономическому району и Сибирскому Федеральному округу. В состав области входят 30 районов, 14 городов, 18 поселков городского типа, 1572 сельских населенных пункта

Численность наличного населения области составляет 2720,9 тыс. чел, в том числе:

городского населения 2017,1 (74,1% от численности населения области), из них проживают в городах 1827,5, в поселках городского типа 189,6, сельского населения 703,8 (25,9% от численности населения области)

Плотность населения области 15,2 человек на квадратный километр. Основной национальностью области являются русские, что составляет 69,4%, далее идут украинцы- 12,4%, немцы- 5,8%, белорусы- 3,3%, остальные 9,1%- другие национальности.

Абсолютные показатели по уровню средней заработной платы по уровню доходов в области

Среднемесячная заработная плата работающих в экономике области рублей

2658

Средний размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсаций) рублей

1151,9

Денежные доходы на душу населения рублей

2051

Потребительские расходы на душу населения (в среднем за месяц) рублей

2213,4

Величина прожиточного минимума населения (в среднем на душу населения в месяц) рублей

1643

в том числе:  

 

- трудоспособное население рублей

1780

- пенсионеры рублей

1221

- дети рублей

1668

А уровень заработной платы разных отраслей народного хозяйства в области выглядит следующим образом, почти на последнем месте уровень заработной платы учителей:

Заработная плата    
Среднемесячная заработная плата по всем отраслям экономики

рублей

2658

в том числе:    
промышленность

рублей

3209

сельское хозяйство

-"-

1305

лесное хозяйство

-"-

1613

строительство

-"-

3058

транспорт

-"-

3767

связь

-"-

4046

торговля, общественное питание,
МТС и сбыт, заготовки

-"-

1903

коммунальное хозяйство  

2612

жилищное хозяйство

-"-

1940

здравоохранение, физкультура и
спорт, социальное обеспечение

-"-

1868

народное образование

-"-

1728

культура и искусство

-"-

1763

наука и научное обслуживание

-"-

3249

финансы и кредит, страхование и пенсионное обеспечение

-"-

8933

управление

-"-

3580

общественные объединения

-"-

2876

По образованию население области распределяются следующим образом (на 1000 населения области):

135- имеют высшее образование;

24- неоконченное высшее;

229- среднее специальное образование;

240- среднее образование;

216- неоконченное среднее образование;

108- начальное образование;

48- без начального образования.

Отделом мониторинга качества образования НИПКиПРО были проведены исследования "Школа глазами выпускника". Целью исследования было выяснение мнения выпускников школы, родителей по поводу качества образования школы.

Респондентам, которыми выступили выпускники, их родители, было предложено ответить на 7 ключевых вопросов анкеты (смотри ниже).

Анкета

1. Назовите тип школы, которую вы окончили:

2. Местонахождение вашей школы:

3. Что дала вам школа, за что вы ей благодарны?

4. Всегда ли вы чувствовали себя комфортно в школе?

5. Часто ли вы испытывали на себе неуважительное отношение со стороны учителей?

6. Чувствовали ли вы себя защищенным в школе?

7. Что вы не смогли получить от школы для успешной реализации своих планов в будущей профессиональной деятельности?

Результаты анкетирования выявили следующее:

  • 38 опрошенных обучались в городских школах, 8 - в сельской местности.
  • 24 человека закончили общеобразовательные школы, 18 - гимназии, 3 -лицеи, 1- частную школу.

На вопрос, что дала им школа:

  • 39 человек выделили умение учиться;
  • 36 - умение общаться, жить в коллективе;
  • 33 - умение уважать себя и других;
  • 31 - навыки работы с источниками информации;
  • 30 - умение адаптироваться к современной действительности;
  • 29 - умение организовать культурный досуг;
  • 26 студентов ответили, что школа дала им прочные знания.

Обращает на себя внимание тот факт, что

  • 32 учащихся из 46 всегда чувствовали себя комфортно в школе, 8 - нет, а 6 - иногда.
  • 30 учащимся никогда не приходилось испытывать неуважительного отношения со стороны учителей,
  • а 31 учащийся чувствовал себя защищенным в школе.

Но, однако настораживает тот факт, что 24 учащихся не получили в школе прочных знаний по основным предметам.

Таким образом, анализ анкетных данных позволяет сделать следующие выводы:

52% не получили прочных знаний по профилирующим предметам.

Среди приоритетных в школе умений отмечаются:

  1. умение учиться - 84,7%;
  2. умение общаться - 78%;
  3. уважать себя и других - 71,7%.

70% учащихся чувствуют себя комфортно в школе.
Соответственно 30% учащихся испытывали постоянный или временный дискомфорт.

Выводы:

  1. Педагогическим коллективам школ улучшить работу по профориентации учащихся старших классов и организации на этой основе профильного обучения.
  2. Психологическим службам школ усилить работу по созданию и развитию эмоционально-положительной атмосферы в школе.

Основным источником финансирования образовательных учреждений являются региональный и местные бюджеты. Однако, в последнее десятилетие из- за серьезных проблемах бюджета, образовательные учреждения переходят на оказание дополнительных платных образовательных услуг, способных решать оперативные и неотложные проблемы в учреждениях, спонсорских вложениях, в учреждениях создаются попечительские советы, деятельность которых направлена на совершенствование учебно- материальной базы, учебно- воспитательного процесса. Кроме того, область участвует в реализации областных и федеральных целевых программ

С целью решения комплекса задач по успешной социализации детей, проживающих на территории области, постановлением главы администрации от 21.11.2000г. № 1032 утверждена областная комплексная программа "Дети Новосибирской области" на 2001 -2003 годы.

Данная программа включает 6 подпрограмм:

  • "Дети - инвалиды",
  • "Развитие социального обслуживания семьи и детей",
  • "Дети - сироты",
  • "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
  • "Организация летнего отдыха и оздоровление детей",
  • "Одаренные дети".

В 2002 году из областного бюджета программа "Дети Новосибирской области" профинансирована на 47081 тысяч рублей.

В том числе, через управление образования на исполнение трех подпрограмм выделено 31806,5 тысяч рублей.

В рамках подпрограммы "Одаренные дети" проведены областные и зональные олимпиады, обеспечено участие школьников в "Областных каникулярных школах". Школьники Новосибирской области приняли участие в 14 Всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Проведен областной бал выпускников школ "Золотые надежды России". Из областного бюджета использовано 982,5 тысячи рублей.

По подпрограмме "Организация летнего отдыха и оздоровления детей" профинансировано из областного бюджета 18322 тысячи рублей. В том числе 2540 тысяч рублей на подготовку 57 оздоровительных лагерей. Приоритетным направлением в летний период текущего года явилось оздоровление детей-сирот. Всем 3450 детям-сиротам детских домов, школ-интернатов приобретены путевки (или они отдохнули на собственных оздоровительных базах) за счет средств областного бюджета, а для 842 детей-сирот был продлен оздоровительный период на 2 смену за счет регионального отделения фонда социального страхования. Проведено лечение 200 детей- сирот на базе Краснозерского санатория. Было обеспечено активное участие обучающихся и воспитанников в областных профильных сменах, а также организовано проведение Губернаторских каникул.

В области успешно реализуется подпрограмма "Дети-сироты", в ходе которой дополнительно к сметным ассигнованиям 2002 года на укрепление материальной базы, приобретение мягкого инвентаря, канцелярских товаров и оборудования выделено 12502 тысяч рублей.

Управлением образования для организации праздников, фестивалей, спартакиад с детьми-сиротами, обеспечения детских домов и школ-интернатов компьютерной техникой и других целей привлечена спонсорская помощь на сумму более 3500 тысяч рублей.

В соответствии с федеральной целевой программой "Компьютеризация городских и поселковых школ-2002" на условиях софинансирования в школы городов области приобретено и установлено 1386 комплектов компьютеров:

Из федерального бюджета на эти цели выделено 18000 тысяч рублей и из областного бюджета, бюджетов городов и районов области - 21700 тысяч рублей.

Дополнительно к ассигнованиям, выделенным учреждениям образования области в соответствии с утвержденным бюджетом 2002 года, целевыми постановлениями главы администрации Новосибирской области обеспечено целевое финансирование:

капитального ремонта на сумму 54000 тысяч рублей, в том числе из областного бюджета 39000 тысяч, из муниципальных бюджетов 16000 тысяч рублей;

По программе "Приобретение оборудования" 114 учреждений образования укомплектовано ученической и бытовой мебелью, в том числе 11 вводных объектов. В образовательные учреждения области поставлено 2713 комплектов ученической мебели, 105 аудиторских досок, столы учителя, шкафы для наглядных пособий и другая мебель.

В 2002 году введено в строй и реконструировано 16 объектов образования.

приобретения школьных учебников на сумму 12567,7 тысяч рублей;

приобретения учебно-наглядных пособий и автотранспорта на сумму 12000 рублей (приобретено 43 единицы автотранспорта).

Второй год администрация области успешно сотрудничает с Фондом "Регионы России". Оказание благотворительной помощи фондом позволило на основе паритетного финансирования с территориальными администрациями закупить транспорт (3 ед.), медицинское оборудование, мебель.

Международными агентствами оказана благотворительная помощь на 1214,2 тыс. руб., в результате для детских домов и школ - интернатов приобретена музыкальная, теле - видео - аппаратура, оргтехника, спортивное оборудование, более 20 компьютеров, мебель.

Благотворительными фондами области, организациями оказана спонсорская помощь в размере 80,0 тыс. руб. для приобретения призов детям - сиротам при проведении праздников, фестивалей.

По подпрограмме "Дети - сироты" ФЦП "Дети России" в 2002 году получено оборудование на сумму 4718,1 тыс. руб. рублей, в том числе для 24 детских домов и 11 школ - интернатов комплекты спортивного оборудования.

В результате, для учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, было выделено денежных средств на сумму 50,5 млн. рублей.

По подпрограмме "Дети-инвалиды" Специальная (коррекционная) школа-интернат №39 и Тогучинская специальная (коррекционная) школа 8 вида получили комплекты оборудования для мастерской по ремонту обуви. Черепановская школа № 5-детский дом профинансирована из федерального бюджета на капитальный ремонт в 2002 года на сумму 784 тыс. рублей.

Таким образом, дополнительно к утвержденным территориальными администрациям ассигнованиям на 2002 управлением образования дополнительно направлено из областного и федерального бюджетов, других источников на нужды учреждений образования 147500 тысяч рублей.

1. Основные параметры системы образования

В Новосибирской области функционируют 2145 образовательных учреждений всех типов и видов, в том числе 1180 дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучается 324148 учащихся, 54 вечерних (сменных) школы с общим числом обучающихся 12165 человек, 684 дошкольных общеобразовательных учреждений, их посещают 53894 ребенка.

В 39 образовательных учреждениях области для детей-сирот воспитывается 3104 ребенка: в 9 приемных семьях - 44 человека, в 5 детских домах семейного типа -33 ребенка.

Для детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии работают 34 специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты, в которых обучается 4488 учащихся.

В 8 педагогических училищах осуществляется подготовка 4313 будущих педагогических работников.

Все 16 учебных межшкольных комбинатов продолжают свою работу в новых социально-экономических условиях, обучая 17935 подростков.

Сеть дополнительного образования включает 141 различное учреждение, в которых занимается 186662 человека, что составляет более 55 % от числа учащихся общеобразовательных учреждений.

Типы и виды образовательных учреждений

2001-2002

учебный год

2002-2003

учебный год

Обучается в 2002-03 учебном году

1.

Общеобразовательные учреждения, всего, в том числе:

1518

1234*

324148

 

начальные школы

395

116*

3 332

 

основные школы

293

290

16 662

 

- средние школы:

- лицеи

- гимназии

- кадетская школа-интернат

- вечерние (сменные) школы

750

12

11

1

 

56

747

14

12

1

 

54

303 796

606

19 271

11 373

427

11 479

8 353

2.

Специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты

33

34

4488

3.

Дошкольные учреждения

675

684

53894

4.

Учреждения дополнительного образования

139

141

186662

5.

Детские дома

28

28

3104

6.

Педагогические училища и колледжи

9

8

4313

7.

Учебные межшкольные комбинаты

16

16

17935

*Сокращение количества общеобразовательных учреждений произошло по причине перевода начальных школ в статус филиалов основных и средних общеобразовательных школ или их присоединения.

 

Кадровое обеспечение системы образования области

Основные показатели, характеризующие кадровый состав учреждений системы образования области

В системе общего образования Новосибирской области на сентябрь 2002 года всего занято 80 200 работников, в том числе 44 594 педагогических работников, что составляет 55,6% от общего числа работников системы образования.

В образовательных учреждениях области работают 328 заслуженных учителей Российской Федерации; 363 педагога, награжденных орденами и медалями; 3082 - значком "Отличник просвещения" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ.

За последние два года количество учителей практически стабилизировалось (2001г. -27932 чел. , 2002г.- 27669чел.) По сравнению с прошлым учебным годом оно уменьшилось всего на 264 человека. В качестве положительной тенденции отмечается рост образовательного уровня учителей на 1,5%. В настоящее время 74% (2001г.-72,5%) учителей имеют высшее образование.

Изменения образовательного уровня педагогических работников за последние 3 года представлены в таблице:

Учебный год

Всего учителей (чел.)

Из них с высшим образованием (%)

В том числе учителя сельской местности (чел.)

Из них с высшим образованием (%)

В том числе учителя начальных классов

(чел.)

Из них с высшим образованием (%)

2000/2001

29 223

71,7

12 605

59,4

6 383

37,4

2001/2002

27 932

72,5

12 306

60,8

6 168

40,0

2002/2003

27 669

74,0

12 308

62,4

5 970

43,5

В сельской местности процент учителей с высшим образованием также ежегодно увеличивается. В настоящее время он составляет -62,4%, что на 1,6% больше, чем в 2001г. (2001г.-60,8%).

Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических и руководящих кадров. В настоящее время в образовательных учреждениях области работает 11,4% (3145чел.) учителей пенсионного возраста, что на 1,4% больше, чем в 2001году (в городах-14%, селе-8%) и 11% (466чел.) руководителей пенсионного возраста (2001г.- 10%). В связи с этим в каждой территории создается банк данных о резерве руководящих кадров, продумывается система повышения квалификации, подготовки и переподготовки данной категории педагогических работников на базе РМК, ФППК, НГПУ и НИПКиПРО.

Ежегодно сокращается приток в систему образования выпускников вузов, учреждений среднего профессионального образования. Так за последние 3 года количество прибывших молодых специалистов уменьшилось на 153 человека (данные представлены в таблице):

 

2000

2001

2002

Прибыло молодых специалистов (всего)

677

590

524

- из них из НГПУ

315

254

247

Высок процент молодых специалистов, покидающих работу в течение первых трех лет (до 10% ).

В последние годы школы области, в т.ч. сельские, в основном не нуждаются в кадрах, кроме учителей иностранного языка; есть сельские школы, в которых иностранный язык не ведется годами. (2000/2001-231вакансия, 2001/2002 - 151вакансия, 2002/2003 - 163 вакансии). На 5 октября 2002 года имелась 231 незакрытая вакансия, большую часть из которых составляет иностранный язык (163 вакансии).

В 70 школах области иностранный язык не ведется более 6 лет, это в основном небольшие средние или основные общеобразовательные школы.

Повышение квалификации педагогов и руководителей

Одной из важных задач деятельности управления образования является повышение качества работы педагогов и руководителей образовательных учреждений, большая роль в этом отводится повышению квалификации педагогов и руководителей через систему НИПКиПРО, НГПУ, РМК, ОблЦИТ. В течение 2001-2002 учебного года прошли обучение 11 407 человек (24,8% от числа педагогических работников), в том числе 1 200 (28,2%)-руководителей.

Учитывая финансовые затруднения в территориях, работники кафедр НИПКиПРО практикуют проведение выездных курсов повышения квалификации, как плановых, так и по текущим заявкам из районов (городов). На выездных курсах обучено -4733 человека (41,5% от числа обученных), из них 2874 педагога из районов области.

Аттестация педагогических кадров.

Ежегодно увеличивается число педагогических и руководящих работников, прошедших аттестацию и повысивших квалификационную категорию. В настоящее время в области аттестовано 34625 человек (78% от общего числа педработников), что на 4,2% больше (690 чел.) чем в 2001 году. Из них имеют:

-высшую квалификационную категорию 4943 чел.(11%), (2001г.- 4210чел./9,24%);

-1-ю квалификационную категорию - 17934 чел.(40%), (2001г.-17431/37,9%);

- 2-ю квалификационную категорию - 11748 чел.(26,5%), (2001г.- 12294 -26,7%).

Не проходили аттестацию - 9984 чел.(22,5%).

В 2001-2002 уч. году аттестовано 9003 педагогических и руководящих работников (8059 педагогов и 944 руководителя). Из них на

-высшую квалификационную категорию -1852 (21% от числа аттестованных);

-1-ю квалификационную категорию - 4345 (48%);

- 2-ю квалификационную категорию - 2806 (31%).

Тенденции изменения педагогического стажа работы работников образования области в 2001- 2002 годах.

0-5 лет

5-10 лет

10-20 лет

свыше 20 лет

2001г

2002г

2001г

2002г

2001г

2002г

2001г

2002г

12,7

12,2

15,8

14,9

33,5

33,8

38,0

39,1

Анализ возрастного ценза педагогических работников показывает, что число работников возрастом до 45 лет составляет 66%, а свыше 45 лет- 34%, т.е. происходит процесс старения кадров, в то же время уменьшается приток молодых специалистов в образование и их уход из- за отсутствия нормальной заработной платы, не способной не только удовлетворить первые потребности в жизни, но и не позволяет подняться выше порога нищеты.

В 2002-03 учебном году главная аттестационная комиссия продолжила практику выездных заседаний, которые проходили на базе в г.Куйбышева, г.Искитима, г.Бердска, г.Карасука где аттестовано на первую квалификационную категорию 7 работников педагогических училищ (колледжей), на высшую квалификационную категорию 346 педагогических и руководящих работников ОУ из этих городов, а также г.Барабинска, г.Татарска и районов области: Куйбышевского, Барабинского, Татарского, Кыштовского, Усть-Таркского, Чановского, Северного, Здвинского, Карасукского, Краснозерского, Чистоозерного, Купинского, Баганского.

Аттестовано 100% руководителей только в 7 районах: Карасукском, Купинском, Новосибирском, Ордынском, Сузунском, Усть-Таркском, Чановском и 3-х городах области: Обь, Барабинск, Куйбышев. В некоторых районах % неаттестованных руководителей довольно высок, а именно: 31% - в Северном, 20% - в Доволенском, 17%- в Убинском, 16% - в Искитимском, по 15% - в Болотнинском и Чистоозерном, 14% -в Барабинском, 13% -в Кочковском, по 12%-в Венгеровском и Краснозерском. Одной из целей проведения аттестации является обеспечение социальной защищенности работников образования. Учитывая небольшую разницу в ставках между первой и высшей категориями, которая составляет 105 рублей, на основании Постановления главы администрации области № 804 от 03.09.2001 г. "Об установлении надбавки к заработной плате педагогическим работникам, прошедшим аттестацию на высшую категорию", с 1 сентября 2001 года была введена и в течение 2002 года регулярно выплачивалась ежемесячно надбавка к заработной плате для педагогических работников образовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию.

Ниже приведенная диаграмма показывает распределение педагогических работников по стажу работы (в %)

2. Демографическая ситуация в регионе. Социальный статус и установки детей на обучение

Основные показатели населения Новосибирской области.

Пол:

Распределение населения по возрасту выглядят следующим образом:

Население. Трудовые ресурсы      
Всего тыс. чел. 1705,4 1712,5
в том числе:      
экономически активное население в трудоспособном возрасте -"- 1342,1 1307,6
занятое население -"- 1157,7 1146,1
незанятое население -"- 417,3 420,3
общая численность безработных -"- 184,5 161,5
из них      
численность зарегистрированных тыс.чел. 11,7 13,6
в том числе:      
получающих пособие -"- 11,2 13,0
занятые лица нетрудоспособного возраста -"- 77,7 75,1
из них:      
лица старше трудоспособного возраста -"- 75,0 73,5
лица моложе трудоспособного возраста -"- 2,7 1,6

А что происходит с населением области? Куда мы идем? Что с нами будет? Ответ на этот вопрос можно получить из анализа движения населения, помещенного в таблицу.

Движение населения      
Число родившихся, всего тыс.чел. 23,1 24,8
в том числе:      
в городской местности -"- 16,1 17,5
в сельской местности -"- 7,0 7,3
Число умерших, всего тыс.чел. 38,5 39,3
мужчин -"- 20,5 20,9
женщин -"- 18,0 18,4
в том числе:      
в городской местности -"- 27,5 28,1
мужчин -"- 14,5 14,9
женщин тыс.чел. 13,0 13,2
в сельской местности -"- 11,0 11,2
мужчин -"- 6,0 6,0
женщин -"- 5,0 5,2
Естественный прирост населения, всего тыс.чел. -15,4 -14,5
в том числе:      
в городской местности -"- -11,4 -10,6
в сельской местности -"- -4,0 -3,9
Миграция      
Прибыло, всего тыс.чел. 56,1 49,3
в том числе:      
в городскую местность -"- 37,8 34,4
из них:      
моложе трудоспособного возраста -"- 5,5 4,5
в трудоспособном возрасте -"- 27,7 25,7
старше трудоспособного возраста -"- 4,6 4,2
в сельскую местность тыс.чел. 18,3 14,9
из них:      
моложе трудоспособного возраста -"- 3,4 2,4
в трудоспособном возрасте -"- 12,8 10,6
старше трудоспособного возраста -"- 2,1 1,9
Выбыло, всего тыс.чел. 50,6 47,9
в том числе:      
из городской местности тыс.чел. 32,7 30,8
из них:      
моложе трудоспособного возраста -"- 4,8 4,2
в трудоспособном возрасте -"- 24,1 22,9
старше трудоспособного возраста -"- 3,8 3,7
из сельской местности тыс.чел. 17,9 17,1
из них:      
моложе трудоспособного возраста -"- 3,1 2,8
в трудоспособном возрасте -"- 12,4 11,9
старше трудоспособного возраста -"- 2,4 2,4
Сальдо миграции, всего тыс.чел. 5,5 1,4
в том числе:      
в городской местности -"- 5,2 3,6
в сельской местности -"- 0,3 -2,2

Большое внимание в течение последних 10 лет управление образование уделяет развитию сети специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях.

Нарушения здоровья

Кол-во специализированных групп

Кол-во детей, посещающих СГ

Нарушения речи

402

5912

Нарушение опорно-двигательного аппарата

127

1979

Нарушение зрения

70

939

Нарушение слуха

6

48

Задержка психического развития

14

112

Детский церебральный паралич

2

11

Тубинфицирование

156

2528

Прочие (аллергодерматозные)

31

340

Расширяя количество специализированных групп в дошкольных учреждениях, открывая специализированные учреждения, управление создает для этого условия, и, прежде всего в вопросах обеспечения кадрами, специальной аппаратурой и оборудованием.

Многие дети оказались за чертой бедности;

  • Уменьшился вес и рост детей;
  • 70% российских подростков страдают различными хроническими заболеваниями;
  • За последние несколько лет увеличилось число отклонений в состоянии здоровья;
  • Растет число детей-инвалидов в возрасте 10-15 лет;
  • Серьезной угрозой становятся "вредные привычки": курение табака, употребление алкоголя и наркотиков.

Демографическая ситуация в Новосибирской области

- 1999 год- 7,9 человека на 1000 населения- самый низкий показатель рождаемости за все послевоенные годы;

- 2001 год- менее 9 человек на 1000 населения.

- В Новосибирском, Ордынском, Чулымском районах- менее 8.

- За три последних учебных года контингент общеобразовательных учреждений сократился более чем на 75 тыс. учащихся;

- К 2015 году количество выпускников средних школ сократится вдвое.

Состояние здоровья школьников в Новосибирской области

- 5%-7% выпускников школ могут считаться здоровыми;

- 60% школьников имеют различную хроническую патологию;

- У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

опорно - двигательного аппарата в 1,5-2 раза;

нервные болезни - в 2 раза;

аллергические болезни - в 3 раза;

близорукость - в 5 раз.

 

Для обеспечения адекватного устройства детей в образовательные учреждения для получения ими образования, в области работают 17 психолого - медико - педагогических консультаций, 2 из которых работают на постоянной основе.

В 2001/2002 учебном году из школ области выбыло 1820 учителей, из них 902 (49,5%) в другие отрасли, 636 (35%) на пенсию;

С учетом демографической ситуации, когда уменьшается количество учащихся в школах, а соответственно и количество классов-комплектов этот отток учителей не приводит к большому дефициту педагогических кадров. На 23.08.02 территориальными органами управления образованием заявлено 380 вакансий, в среднем по 8 вакансий на территорию. Большая часть из них будет закрыта за счет увеличения нагрузки учителям.

В образовательных учреждениях области работает почти 10% учителей пенсионного возраста (в г. Новосибирске 14,3%, на остальной территории 7,2%).

В тоже время молодых специалистов прибыло в 2002 - 590 чел.

В настоящее время в образовательных учреждениях области работает 6,4% учителей со стажем до 3 лет.

Примерно до 10% от пришедших ежегодно покидают школу.

Особая проблема - учителя иностранного языка.

На начало прошлого учебного года из 235 незакрытых вакансий по области - 151 вакансия была по иностранному языку.

На 1 августа 2002 года было 300 вакансий. Из них 159 учителей иностранного языка.

На 01.01.03г. в области 11456 официально выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 6761 (56%) воспитываются в семьях опекунов (попечителей) (4640 получают денежное пособие на содержание), 86 (0,7%) в приемных семьях, 3384(27%) в детских образовательных учреждениях, 152(9,3%) в учреждениях начального профессионального образования, 440 (3,5%) в домах ребенка, 633 в центрах временного пребывания.

Динамика выявления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей показывает:

- Продолжается тенденция роста числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние 3 года количество выявленных детей - сирот увеличилось более чем на 15%. ( 2000г. - 2162 чел.; 2001г. - 2366 чел.; 2002г. - 2491чел.)

- Растет количество детей, отобранных у родителей в результате лишения родительских прав (2000г. - 916 дет.; 2001г. - 1060 дет.; 2002г. - 1272 реб.);

На 01.01.2003 года в банке данных содержится 6100 анкет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы управления образованием в 2002 году были ориентированы на изучение и распространение семейных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечение их социальных гарантий.

В 2002 году на усыновление было передано 506 детей, в 2001 году-469 детей, в 2000 году - 475 .

Для развития института приемной семьи приняты Областной Закон от 06.12.2001 № 200-ФЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" и постановление главы администрации области от 19.09.2002г. № 718 " Об утверждении Порядка оплаты труда приемных родителей и реализации льгот, предоставляемых приемной семье".

В настоящее время разрабатывается проект программы по созданию инфраструктуры для развития института приемной семьи, готовится межведомственный план мероприятий по подготовке приемных семей, изучается вопрос о внедрении эксперимента по патронатному воспитанию.

3. Система повышения квалификации работников образования

Проведенный в процессе подготовки первой программы информатизации общего образования региона анализ показал, что необходимо решение следующих конкретных задач в этой области:

  • подготовка и переподготовка учителей;
  • подготовка административно-управленческих кадров системы образования;
  • подготовка работников системы дошкольного и дополнительного образования.

Было очень своевременным открытие 15 декабря 2000 года на базе Областного центра информационных технологий регионального центра Федерации Интернет Образования в рамках проекта "Поколение.ru", инициированного нефтяной компанией ЮКОС. Основное назначение центра - обучение работников среднего образования Интернет-технологиям в преподавании учебных курсов базисного учебного плана. Региональный центр принимает 40 слушателей одновременно, которым оплачивается проезд, питание, проживание и культурная программа. Все рабочие места оборудованы современными компьютерами с выходом в Интернет. Сегодня в НРЦ ФИО прошли подготовку 2713 человек из числа учителей, директоров школ, методистов и специалистов структур управления образованием.

Преподавание ведется преподавателями из Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета и Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования:

  • владеющих основами компьютерных технологий, ориентирующихся в практике использования персональных компьютеров и поиске информации в Интернете;
  • имеющих практический опыт преподавания аудитории слушателей, отличной от аудитории студентов и школьников;
  • умеющих создавать комфортную обстановку и благоприятный психологический климат в процессе общения на занятиях.

Повышение квалификации ведется на базе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) - более 5000. В районных центрах создаются ресурсные центры информационных технологий (таковых создано уже в 11 районах области по решению управления образования администрации Новосибирской области). Только при отделе образования Искитимского района - около 300, в центре обучения компьютерным технологиям на базе НИПКиПРО в рамках совместной программы министерства образования РФ и компании Intel (США)- более 200.

В программы обучения РЦ ФИО включены обзоры образовательных ресурсов на компакт-дисках и педагогический рейтинг образовательных ресурсов сети с целью формирования комплектов качественных методических материалов в помощь учителю.

В рамках информационной поддержки работников образования области продолжает развиваться и наполняться необходимой информацией региональный образовательный WWW- ресурс "Новосибирская областная образовательная сеть" (НООС), где представлена и постоянно актуализируется информация по направлениям:

  • нормативно-правовая;
  • учебная;
  • инновации;
  • обучающие курсы, семинары, олимпиады;
  • образовательные учреждения и органы управления образованием;
  • дистанционное образование;
  • web-страницы подключенных школ;
  • тематические Web-журналы.

Создана система дистанционной поддержки учителей и школьников в рамках бесплатного консультационного пункта на сайте НООС (http://www.websib.ru/). Это:

  • дистанционное обучение и консультирование в различных предметно-образовательных областях,
  • педагогическая периодика (каталог статей российской образовательной прессы.

Появились новые ресурсы и разделы на сервере НООС. Зарегистрирован электронный журнал "ИМиДЖ". Начатая глобальная компьютеризация школ требует соответствующего повышения качества образования. Для этого, по мнению авторов журнала, необходимо организовать в педагогической среде области оперативный обмен опытом. Важно, чтобы каждый педагог имел возможность познакомиться с тем, как решают многочисленные проблемы школьной практики его коллеги, какие методические приемы, технологии, программы они используют в работе. Это актуальное требование определяет структуру нашего электронного журнала "ИМиДЖ" (Информационно-Методический и Дидактический Журнал), его содержание, а главное, его авторов- талантливых педагогов, школьных библиотекарей, опытных воспитателей, творческих руководителей.

Журнал "ИМиДЖ" - это информационная связь образовательных учреждений с научными, исследовательскими организациями города и области. Знакомство педагогов с миром активной науки, деятельностью наших ведущих ученых, оперативное внедрение инновационных научных технологий в школьную практику - способно привнести в образовательный процесс творческое начало, созвучное времени.

Журнал "ИМиДЖ"- это мониторинг состояния и развития перспективного, творческого педагогического потенциала области.

В журнале публикуются статьи об опыте совершенствования образовательного процесса в других регионах России, сообщения об интересных новинках периодической педагогической печати.

Опубликованы 5 номеров электронного журнала "ИМиДЖ":

№1: Образование. Здоровье. Экологическое воспитание.
№2: Профессиональная ориентация в школе.
№3: Национальные традиции в воспитании и образовании.
№4: Естественнонаучное образование в школе.
№5: Гуманитарное образование в школе.

Осуществляется методическая поддержка по предметам:

  • Английский язык
  • Биология
  • Валеология
  • География
  • Информатика
  • История
  • Математика
  • Психология
  • Литература
  • Физика
  • Химия
  • Экология
  • Экономика и право

Ведущими разделов являются преподаватели НГПУ, НИПКиПРО и лучшие педагоги города и области.

4. Региональная нормативно- правовая база развития образования

Разработка и принятие областных законов, постановлений и распоряжений главы администрации области.

По вопросам Охраны прав детей

-постановление главы администрации области от 19.09.2002 № 718 " Об утверждении Порядка оплаты труда приемных родителей и реализации льгот, предоставляемых приемной семье".

-постановление главы администрации области от 06.12.2002 № 123 "О введении дополнительных штатных единиц специалистов по охране детства"

-постановление главы администрации области от 16.05.2002 № 463. "Об обеспечении доставки ежемесячных денежных пособий на детей, находящихся под опекой"

По вопросам формирования учебно-материальной базы

-постановление главы администрации области № 467 от 16.05.2002 "Об организации ремонта общеобразовательных учреждений области и подготовке их к новому 2002/2003 учебному году"

По вопросам общего образования:

-постановление главы администрации области от 06.02.2002 г. № 119 "Об информатизации общего образования".

-постановление главы администрации от 20.03.2002 г. № 270 "О едином государственном экзамене"

-постановление главы администрации от 17.06.2002 г. № 541. "О проведении Губернаторского бала"

По вопросам оздоровления

-постановление от 02.07.02. № 591 "Об одобрении концепции оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002-2005 годы";

-постановление от 21.02.02 № 169 "О мерах по организации круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области";

-постановление от 10.12.02.№ 848 "Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в период зимних школьных каникул 2002-2003 года";

-постановление от 23.04.02.№ 391 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Новосибирской области в период летних каникул 2002 года".

По вопросам работы с кадрами образования.

-распоряжение главы администрации области от 10.07.2002г № 387-р "О проведении съезда работников образования Новосибирской области"

-постановление главы администрации области от 04.03.2002 № 206 "О проведении IX областного конкурса "Учитель года"

-распоряжение главы администрации Новосибирской области от 17.09.2002 № 263-рк "О поощрении" присуждена ежегодная премия главы администрации Новосибирской области "Лучший педагогический работник" в размере 5000 рублей

-распоряжение главы администрации Новосибирской области от 28.08.2002 № 498-р "О выделении средств" в связи с присвоением почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" и награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

-распоряжение главы администрации Новосибирской области от 30.09.2002 № 552-р "О выделении средств" ветеранам педагогического труда за особые заслуги и внесенный вклад в развитие системы образования области и в честь Дня учителя.

-постановление главы администрации области от 23.01.2003 № 39 "О дополнительных мерах по укреплению кадрового потенциала и поддержке молодых специалистов организаций бюджетной сферы, расположенных в районах области".

-постановление главы администрации области от 03.06.2002 № 514 "Об установлении надбавки к заработной плате педагогическим работникам методических кабинетов районов и городов области, прошедших аттестацию на высшую категорию"

По вопросам воспитания и дополнительного образования

-постановление главы администрации области от 06.02.2002 № 120 "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы"

-постановление главы администрации области от 23.04.2002 №394 "Об областной целевой программе "Развитие технического творчества и технических видов спорта среди детей и учащейся молодежи Новосибирской области на 2003-2005 годы"".

-постановление от 15.02.2002 №147 "О проведении областного конкурса "Узнай Венгрию"

-постановление от 28.01.2002.№ 77 "О первоочередных мерах развития физической культуры и спорта детей и учащейся молодежи"

-постановление от 14.12.2002 № 852 "О проведении областного конкурса художественных работ "Спорт в искусстве".

5. Список официальных источников информации.

  1. Сайт администрации Новосибирской области, его адрес: http://www.adm.nso.ru/;
  2. Отчетные доклады управления образования администрации Новосибирской области по итогам работы учреждений образования;
  3. Журналы управления образования администрации Новосибирской области "Вестник образования";
  4. Новосибирский областной комитет государственной статистики.
На главную страницу
Написать письмо
Поиск по серверу